Кахетинское восстание (1659)


Кахетинское восстание (Картлийско-Кахетинское, Бахтрионское, груз. კახეთის აჯანყება) — восстание грузинского народа против персидского (иранского) господства мусульман (кызылбашей) в Восточной Грузии в 1659—1660 гг.[2][3] Было вызвано намерением правителей Сефевидского государства (Ирана) заселить равнины Кахетии туркменскими кочевыми племенами, что грозило уничтожением грузин в этой области. Восстание возглавили грузинский князь Бидзина Чолокашвили[англ.] (Ксанский), арагвский эристав Заал[груз.], ксанский эристав Шалва[груз.], его брат Элизбар[груз.], отдавшие жизнь за освобождение родины[2]. Предания сохранили также имена народных героев тушина Зезва Гаприндаули (груз. ზეზვა გაფრინდაული)[4], хевсура Надира Хошураули[груз.][5], пшавца Гоголаури[груз.]. Кахетинцы вместе с горским населением страны (хевсурами, мтиулами и пшавами) очистили свою землю от иноземных туркмен. Правители Сефевидского государства вынуждены были отказаться от своего плана.

В 1659 году восставшие совершили нападения на крепость Бахтриони[англ.], построенную после поражения Теймураза I в 1648 году от Ростома и иранской оккупации Кахетинского царства, и монастырь Алаверди. В ходе Бахтрионского сражения[груз.] восставшим удалось захватить Бахтриони и перебить гарнизон. Крепость была разрушена затем до основания.

В 1892 году Важа-Пшавела написал поэму «Бахтриони»[груз.][6], чем окончательно ввёл это событие в грузинскую литературу. В 1956 году о сражении на киностудии «Грузия-фильм» был снят художественный фильм «Баши-Ачук» по одноимённой повести[груз.] Акакия Церетели.

Бидзина Чолокашвили, ксанские эриставы Шалва и Элизбар были замучены иранским шахом Аббасом II в 1661 году (по другим данным в 1660 или 1664), похоронены в монастыре Икорта[3] и канонизированы Грузинской православной церковью. Мученичество Бидзины Чолокашвили и ксанских эриставов Элизбара и Шалвы (Похвала святым Бидзине, Шалве и Элизбару) составил иеромонах гареджийского Иоанно-Крестительского монастыря[груз.] Виссарион[груз.] (Орбелишвили-Бараташвили, впоследствии католикос-патриарх Грузии) в 20-х годах XVIII века для так называемой второй редакции обширного грузинского агиографического сборника. Переработки древних, дометафрастных, так называемых кименных вариантов мученичеств Бидзины, Шалвы и Элизбара вошли в сборник «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони). Гимнограф Иессей Эристави (груз. იესე ერისთავი) сочинил последование (канон-гимн) святым мученикам Бидзине, Шалве и Элизбару[2]. Память Бидзины, Шалвы и Элизбара празднуется Грузинской православной церковью 18 сентября (1 октября).