Киносъёмочный аппарат


Киносъёмочный аппара́т, киносъёмочная ка́мера, кинока́мера — устройство, предназначенное для записи движущегося изображения на киноплёнку. Процесс записи называется киносъёмкой, а полученное в результате изображение используется для создания кинофильма[1]. В процессе киносъёмки при помощи объектива на светочувствительной киноплёнке последовательно фиксируются фотографические изображения отдельных фаз движения объекта съёмки с частотой, превышающей порог человеческого восприятия[2][3]. В результате при воспроизведении полученного фильма зрители воспринимают последовательность неподвижных изображений как одно непрерывно движущееся. Стандартная частота киносъёмки звукового кинематографа во всём мире составляет 24 кадра в секунду[4][5].

До изобретения видеомагнитофона в 1957 году киносъёмочные аппараты были единственным средством фиксации движущегося изображения, и кроме постановочного и документального кино использовались для научных исследований и на телевидении, в том числе для записи телепрограмм. После замены видеокамерами в большинстве областей, включая любительское кино, киносъёмочная аппаратура остаётся в работе только в профессиональном кинематографе, откуда быстро вытесняется цифровой кинокамерой, удешевляющей кинопроизводство. Вместе с тем, многие кинематографисты не спешат отказываться от плёночных кинотехнологий. В 2015 году шесть крупнейших киностудий Голливуда заключили соглашение с компанией Eastman Kodak о продолжении поставок киноплёнки, необходимой для работы киносъёмочных аппаратов[6]. Тем не менее, еще в 2011 году ведущие производители киносъёмочной аппаратуры Arri, Aaton и Panavision объявили о полном прекращении её выпуска, поскольку уже существующего парка пленочных кинокамер достаточно для любых нужд кинопроизводства на много лет вперёд[7].

При общепринятом кадровом методе киносъёмки изображение записывается киносъёмочным аппаратом таким же способом, как и в фотоаппарате: киноплёнка экспонируется действительным изображением, которое на ней строит съёмочный объектив[* 1]. Разница между двумя этими устройствами заключается в конструкции лентопротяжного механизма, позволяющего кинокамере быстро перемещать киноплёнку мимо кадрового окна. При этом киноплёнка может двигаться как непрерывно, так и прерывисто. В первом случае для получения резкого изображения используется оптическая компенсация смещения изображения относительно движущейся плёнки при помощи призм или зеркал[9]. Такой способ получил некоторое распространение в специальной киносъёмочной аппаратуре, главным образом, для скоростной киносъёмки. В киносъёмочных аппаратах общего назначения применяется прерывистое перемещение киноплёнки при помощи скачкового механизма[3][10].