Кинематограф Нидерландов


Кинематограф Нидерландов — национальное киноискусство и киноиндустрия Нидерландов. За всю историю страны снято более тысячи художественных и несколько сотен документальных фильмов. Наивысшего расцвета художественное кино достигало в 1910-е, 1930-е, 1970-е и 1990-е. Наиболее признанными режиссёрами являются Йорис Ивенс и Пол Верховен. Голландская школа анимации и школа документального кино также имеют высокие заслуги.

Этот период отмечен доминированием иностранного европейского и в большей степени французского кино на кинорынке Голландии. В 1898 оператором Махиелем Ладде (нидерл. Machiel Laddé) сняты первые фильмы: «Бассейн для молодёжи в Амстердаме» (нидерл. Zwemplaats voor Jongelingen te Amsterdam), «Растревоженный рыбак» (нидерл. Gestoorde hengelaar), «Играющие дети» (нидерл. Spelende kinderen), которые не сохранились. Их показывали в «передвижном кинотеатре» Кристиана Сликера.[1] В 1905 году открылся офис компании «Pathé», который продавал фильмы передвижным кинотеатрам в Амстердаме. В 1911 в Харлеме была создана первая киностудия (работала до 1919), которая выпускала документальные и короткометражные художественные фильмы.

Благодаря нейтралитету Нидерландов в Первой мировой войне в стране бурно развивался кинематограф. Первый полнометражный художественный фильм «Неверность» (нидерл. Ontrouw, 1911, реж. Луис Хриспейн) был спродюсирован Ф. А. Ноггератом мл. (нидерл. F.A. Nöggerath Jr.), основателем первой киностудии[2]. Кроме него француз Альфред Машен снимал для студии Pathé мельницы и рыбаков. Наиболее плодовитым режиссёром эпохи немого кино стал Мориц Бингер. Однако сохранилась лишь малая часть голландских немых фильмов.

В 1921 году дистрибьюторы и прокатчики объединились в Союз Голландского Кино (NBB), ставший крепостью голландского кино на следующие полвека. В том же году А. Тушинский открыл кино палас в Амстердаме.

В 1920-х гг. из-за сильной конкуренции со стороны немецких и американских фильмов кинопроизводство почти прекратилось. В 1927 в Амстердаме группой молодых кинематографистов во главе с Йорисом Ивенсом было создано объединение «Фильм-лига», стремившееся обновить язык кино и придать кинематографу социальную направленность.

Деятельность этой организации подготовила в 1930-е годы успех нидерландского документального кино. В 1934 появляются фильмы: «Мёртвая вода» (реж. Герард Рюттен) и «Зёйдер-Зе» (реж. Йорис Ивенс). Среди других значительных произведений документального кино: «Мир кристаллов» (реж. Я. Мол) и «Остров Пасхи» (реж. Джон Ферно) — оба 1934, «Старый город» (1935, реж. В. Тухинский), «Баллада о цилиндре» (1936, реж. М. де Хае).