Кинто (Грузия)


Кинто (груз. კინტო) — мелкие торговцы в Грузии, особенно Тбилиси, которые, как правило, занимались продажей фруктов и овощей вразнос. Характерная модель поведения кинто — весёлость, энергичность, шустрость, пронырливость, некоторая фамильярность, способность на мелкое плутовство — стала образной, и кинто начали называть людей, ведущих весёлый, праздный образ жизни. Кинто является персонажем грузинских народных сказаний, песен и городских легенд, а также литературных, живописных и кинематографических произведений.

Типичные тифлисские кинто одевались в архалук или ситцевую рубаху в белый горошек, с высоким воротом, который, однако, не застёгивался, в просторные ситцевые шаровары, заправлявшиеся в сапоги гармошкой, на голове картуз. Кинто не носили чоху, подпоясывались узким наборным ремешком[1]. Особым шиком для кинто считалось иметь массивную золотую цепь от часов, которая должна была спускаться из кармана архалука[2].

Последние исследования показывают, что среди кинто была распространена гомосексуальность, а общество терпимо относилось к этому, так как их не заботила жизнь этих маргинализованных людей[3]. Вследствие этого кинто стали символом организации Tbilisi Pride[4].

Кинто фигурируют в пьесах Авксентия Цагарели, в частности, в пьесе «Ханума»), а также в произведениях, созданных на её основе — опере «Кето и Котэ», фильме-спектакле «Ханума», фильмах «Кето и Котэ», «Иные нынче времена».

Образ кинто отражал на своих полотнах грузинский художник Ладо Гудиашвили. Его картину «Кутёж кинто с женщиной» приобрёл в свою коллекцию испанский художник Сулоага с намерением позже передать их в собрание музея Прадо[5][6]. Кинто встречается на картинах и другого известного грузинского живлописца — Нико Пиросмани.

С названием кинто связан грузинский танец кинтаури — согласно сложившемуся образу, кинто носили на поясе лёгкие красные платки, и в кинтаури мужчины танцуют с платками.