Коломейцев, Николай Николаевич


Николай Николаевич Коломейцев (16 июля 1867, с. Покровка Херсонской губернии, — 6 октября 1944, Париж) — русский полярный исследователь, вице-адмирал, участник Цусимского сражения.

По окончании Морского корпуса в 1890—1891 гг. занимался гидрографическими работами в Отдельной съемке Белого моря.[2]

В 1900—1901 годах — командир яхты «Заря» в полярной экспедиции Эдуарда Толля. Из-за разногласий с Толлем оставил судно и в начале 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым за 40 дней прошёл около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа). По дороге открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева[3].

14—15 мая 1905 года участвовал в Цусимском сражении. Подобрал с воды 204 человека команды на месте гибели броненосца «Ослябя». В 17.30 14 мая, заметив, что флагманский броненосец «Князь Суворов» потерял управление и объят пламенем, «Буйный» под командованием Коломейцева подошёл к наветренному борту «Суворова» и эвакуировал тяжело раненного вице-адмирала З. П. Рожественского и штаб 2-й Тихоокеанской эскадры (7 офицеров и 16 нижних чинов). В ночь с 14 на 15 мая находившиеся на борту миноносца офицеры штаба предложили приготовиться к сдаче в случае встречи с японскими кораблями. Когда Коломейцеву передали простыню для изготовления белого флага, он в негодовании выбросил её за борт[4]. Во время сражения «Буйный» не получил существенных повреждений (единственное попадание японского снаряда в него пришлось выше ватерлинии в носовой части), но машины миноносца находились в плохом состоянии, уголь был на исходе[5]. Поэтому З.П. Рожественский вместе со штабом перешёл на миноносец «Бедовый», который через несколько часов без боя сдался японскому миноносцу. Коломейцев вместе с экипажем своего корабля и спасенными с броненосца «Ослябя» перешел на крейсер «Дмитрий Донской», оставленный экипажем «Буйный» был затоплен. 15 мая на борту крейсера «Дмитрий Донской» Коломейцев участвовал с сражении с японскими кораблями, был тяжело ранен и после затопления крейсера попал в плен. Привлекался в качестве свидетеля к суду над адмиралом Рожественским, говорил чрезвычайно осторожно, опасаясь повредить подсудимым товарищам[4].

15 ноября 1910 — 14 августа 1913 — Командир линейного корабля «Слава» (принял командование от капитана 1р. Э. Э. Кетлера 10 декабря 1910 г.).