Дмитрий Донской (крейсер)


1886—1895:
2× 203мм/30,
14× 152мм/28,
4× 87мм/24 (все обр. 1877),
2 × 64мм/20 Барановского,
4× 47мм/??,
4× 37мм/23,
4-ств. 11мм картечница Фарингтона

«Дмитрий Донской» — российский океанский броненосный крейсер (полуброненосный фрегат), головной в серии из двух кораблей (второй — «Владимир Мономах»). Спущен на воду 18 августа 1883 года, в строй вошёл осенью 1885 года.

Родоначальником идеи российского океанского крейсера был вице-адмирал Андрей Александрович Попов, которому довелось командовать отрядом винтовых корветов и клиперов. Опыт, накопленный при создании первых в мире броненосных крейсеров с металлическим корпусом типа «Генерал-Адмирал», и переделке в крейсер несостоявшегося броненосца «Минин», он воплотил в двух вариантах проекта нового крейсера, запросив одновременно оценку крейсерских качеств «Минина» у адмирала Аврамия Богдановича Асланбегова, начальника отряда крейсеров. В ответ Асланбегов собрал предложения и замечания девяти главных специалистов крейсера: командира капитана 1-го ранга Назимова, старшего офицера капитан-лейтенанта Юрьева, старшего инженер-механика капитана Пестинского, старшего артиллерийского офицера поручика Павловского, старшего штурманского офицера поручика Кошелева, трюмного механика подпоручика Якобсона, минного прапорщика Черепанова, корабельного инженера прапорщика Александрова, старшего судового врача коллежского асессора Држиевича. Суть основных предложений можно суммировать следующим образом:

Однако записка Асланбегова, по сути, осталась без последствий. Пользуясь своим высоким положением, адмирал Попов, минуя председателя Морского технического комитета, добился одобрения своих проектов генерал-адмиралом и 30 января 1880 г. представил их на рассмотрение МТК.

Проекты предусматривали установку вертикальных паровых машин двойного расширения мощностью по 3500 л. с., действовавших на одну линию вала, что при движении экономической скоростью с половинным числом котлов позволяло отключать одну машину и существенно экономить топливо. Расчетной мощности хватало для достижения скорости 15-16 узлов. Расчёты автономности показывали, что при запасе угля в 1050 т крейсер может идти 7-8 суток полным ходом и до 30 суток экономическим (9 узлов). Для увеличения автономности крейсер должен был сохранить парусную оснастку фрегата и подъёмные гребные винты.

Попов считал необходимым ограничиться неполным (не доходящим до носовой и кормовой оконечностей) броневым поясом, замкнутым в носу и корме броневыми траверзами. В отношении вооружения крейсера Попов предлагал поступить прямо вопреки им же предложенному принципу «меньше, но более тяжёлых орудий».