Колошино (Москва)


Коло́шино (также Кало́шино) — местность на востоке Москвы, микрорайон и одноимённая промзона в районе Гольяново в Восточном административном округе, а также промышленная железнодорожная станция в Москве.

Колошино находилось на востоке Москвы по реке Сосенка. К юго-востоку от него находилось село Измайлово, а к западу — село Черкизово. Между Колошином и Черкизовом в 1903—1908 гг. пролегла линия Московской окружной железной дороги[1][2].

Впервые сельцо под названием Колошино упоминается в 1552 году; тогда оно принадлежало Чудову монастырю. Название сельца предположительно образовано от мужского прозвищного имени Колоша. В начале XVII века, в Смутное время, Колошино было разорено и превратилось в пустошь. К середине XVII века оно возродилось, но как маленькая деревня (7 крестьянских и 3 бобыльских двора), которая в начале XVIII века вновь запустела. Однако в конце XVIII века Павел I отдал село Черкизово, к которому тогда относились и колошинские земли, в держание митрополиту Платону, и тот возродил деревню: к 1800 году там насчитывалось уже 14 крестьянских дворов[3].

Теперь деревня располагалась по обе стороны оживлённой Стромынской дороги (а не на берегу Сосенки, как раньше). В течение XIX века население деревни медленно росло: к 1898 году имелось уже 78 изб. Школы, однако, в деревне не было, и крестьянские дети ходили учиться в соседние Измайлово и Гольяново. В середине XIX века в Колошине появилась шерстопрядильная фабрика Лахмана, а в 1890 году купец А. А. Каулин основал здесь небольшое предприятие, занимавшееся выделкой платков и искусственной овчины. В конце XIX и начале XX века жители деревни выращивали картофель, овёс и рожь, а также занимались ткацким и кожевенным ремеслом и вывозом нечистот из Москвы[4].

По данным переписи 1926 года, в селе имелось 142 двора и проживало 1052 человека; действовали сельсовет и школа 1-й ступени. В 1930-х годах деревня превратилась в рабочий посёлок с населением 4,1 тыс. человек (перепись 1939 года)[4]; поскольку происхождение названия посёлка давно забылось, его стали именовать Калошино. В 1939 году территории, лежащие к югу от Щёлковского шоссе, в основном вошли в состав Москвы. Как свидетельствуют карты 1939[5][6] и 1952 годов[7], юго-западная часть посёлка Калошино оставалась, однако, вне городской черты (как и его основная часть, лежавшая к северу от начального участка Щёлковского шоссе).

18 августа 1960 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР[8] новой границей Москвы стал строившаяся тогда Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД). В результате рабочий посёлок Колошино был включён в черту Москвы. В конце 1960-х гг. здесь велось активное строительство жилого массива. Главные дороги, проходящие по территории массива: Щёлковское шоссе, Амурская и Тагильская улицы[1][3].