Колчедан (село)


Колчеда́н — село в Каменском городском округе Свердловской области в России. Является центром Колчеданской сельской администрации.

Село Колчедан расположено в 19 километрах (в 20 километрах по автодороге) к востоку-юго-востоку от города Каменска-Уральского, на левом берегу реки Исети, в месте впадения в неё небольшой речки Колчеданки[2]. Село находится вблизи границы Свердловской и Курганской областей. В 1,5 км южнее села, находится выработанное месторождение бокситов — Соколовское (по названию ближайшей деревни). Со временем на месте карьера образовался глубокий водоём, который теперь называется озеро Хасан.

Название село получило в честь соответствующих семейств минералов «Колчеданы» (серный колчедан или пирит FeS2) которые добывались 200−300 лет назад в окрестностях реки Колчеданки для производства серы.

Колчеданский острог был основан казачьим атаманом Белошейкиным (Исетский казак) в 1650 году[3] как один из передовых форпостов для защиты от нападений башкир. Причина постоянных нападений на Колчеданское поселение была связана с тем, что казаки в ходе стремительной экспансии России на Восток, отторгли эти территории у местного башкирского населения. Наравне с Катайским, Шадринским, Арамильским, Белоярским, Багаряцким и другими, Колчеданский острог входил в опорную Исетскую Линию форпостов, прикрывавшую Исетскую провинцию. Впоследствии острог был переименован в Колчеданскую слободу, затем в село Колчедан (Колчеданское)[3]. Первыми поселенцами были беглые крестьяне из центра России, а также вольные люди с Волги, Дона и Днепра.

О том, что строительство острога было острой необходимостью в те времена, свидетельствует ряд событий. Летом 1709 года (во время Башкирского восстания в 1704—1711 годах) Колчедан разграбили и сожгли отряды хана Алдербая Исакова (башк. Алдар Исекеев). В 1736 году башкирские отряды Попени и Майдера вновь сожгли Колчедан (в ходе Башкирского восстания 1735—1740 годах), многих колчеданцев угнали в плен и продали в Бухаре в неволю[4]. Башкирские восстания XVI—XVII веков были спровоцированы непоследовательной и противоречивой национальной, религиозной (насильственная христианизация башкир) и экономической (завышенные налоги) политикой царских властей относительно башкирского населения.