Контрапост


Контрапо́ст[1] (от итал. contrapposto — «противоположность»), (или в некоторых словарях хиа́зм[2][3] (греч. chiasmos — «крестообразный»)) — приём изображения фигуры человека в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

В изобразительном искусстве, скульптуре, живописи, контрапост возникает в результате «постановки» фигуры человека с переносом тяжести тела на одну, опорную ногу. Такая постановка называется классической. Опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога фигуры, согнутая в колене, слегка отставлена назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому[4]

Контрапост позволяет передать напряжение стоящей фигуры, не нарушая общего равновесия форм[5]. Контрапост — это достижение равновесия (пондерации), создаваемого противоположно направленными движениями.

Хиазмом (см.) же принято называть более сложную систему — крестообразно изогнутые линии, возникающие в результате действия главной, вертикально направленной S-образно изогнутой линии, которая и создаёт зрительное, пластическое движение.

Контрапост использовался в античном искусстве начиная с ранней классики. В академической истории искусства этот термин используют, прежде всего, в отношении работ знаменитого античного скульптора Поликлета Аргосского. Он первым, по свидетельству Плиния Старшего, разработал тему идеальной фигуры стоящего атлета с переносом тяжести тела на одну ногу. В таком положении, называемым классической постановкой, опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога атлета, согнутая в колене, слегка отставляется назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому. То же можно наблюдать в лучших античных статуях со спины[6].

В Каноне Поликлета автор характеризует его как необходимую часть красоты. Исчезнув в эпоху Средних веков, контрапост был воскрешён мастерами Ренессанса, например, Донателло.