S-образная линия


S-образная линия, S-образный изгиб, «Линия красоты» — эстетическое понятие теории гармонии и композиции в изобразительном искусстве, волнообразная, изгибающаяся кривая линия, которая придаёт изображению особенное изящество. Она может создаваться границами, контурами изображённого предмета, но главным образом внутренними связующими и «охватывающими» линиями, связанными с конструкцией формы. Бернард Бернсон называл главную, S-образную линию «функциональной» (англ. functional line). «Функциональная линия» придаёт особенный характер всему изображению, поэтому она и послужила Бернсону одним из важных критериев в его работе по атрибуции картин художников итальянского Возрождения.

Мотив S-образной линии имеет давнюю традицию. В разных культурах ему придавали мистическое значение: «знак змеи» обозначал непростой, извилистый путь познания. S-образная линия была известна в античности в качестве хиазма в отношении статуй с характерной постановкой с переносом тяжести тела на одну ногу[1].

В античной скульптуре, начиная с ранней классики, подобная линия возникала вследствие явления, которое называют контрапостом — приёма достижения равновесия (пондерации), создаваемого противоположно направленными движениями в изображении фигуры человека, стоящего с переносом тяжести тела на одну ногу. В истории искусства термин «контрапост» обычно связывают с произведениями знаменитого античного скульптора Поликлета Аргосского: фигур Дорифора («Копьеносца», 450—440 гг. до н. э.) и Диадумена («Юноши, увенчивающего себя победной повязкой», ок. 430 года до н. э.). Поликлет первым, по свидетельству Плиния Старшего, разработал тему идеальной фигуры стоящего атлета с переносом тяжести тела на одну ногу. В таком положении, называемым классической постановкой, опорная нога фигуры отклоняется от вертикали, опорный тазобедренный сустав поднимается вверх и одновременно немного выдвигается вперёд, тазовый пояс наклоняется относительно горизонтали, а свободная нога атлета, согнутая в колене, слегка отставляется назад. Плечевой пояс из-за необходимости уравновешивания приобретает контрастное положение по отношению к тазовому. То же можно наблюдать в лучших античных статуях со спины.

В результате такой постановки фигуры и возникает линия с двойным изгибом, которая создаёт зрительное, пластическое движение, причём существенно, что эта линия и создаваемое ей пластическое движение разворачиваются в пространстве в трёх измерениях. Этот феномен особенно ясно ощущается при медленном обходе скульптуры и рассматривании её с разных точек зрения. Кажется, что статуя тоже «движется», хотя на самом деле, в физическом смысле, она остаётся неподвижной.