Коссинна, Густаф


Густаф Коссинна, нем. Gustaf Kossinna (Kossina); 28 сентября 1858, Тильзит — 20 декабря 1931, Берлин) — немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете. Наряду с Карлом Шухардтом был известным исследователем доисторического периода и основателем так называемого «метода археологии поселений», идеи которого были близки национал-социалистической идеологии. Считается предтечей нацистской «пропагандистской археологии»[3]. В конце жизни входил в различные «патриотические» и антисемитские группировки. В 1928 году основал «Национал-социалистическое общество германской культуры», был членом «Нордического кольца», занимавшегося разработками расовой теории[4].

Родился в 1858 году в Тильзите, ныне Советск (бывшая Восточная Пруссия). Отец Густафа был учителем в средней школе. Ещё в детстве Густаф изучил латинский язык и научился играть на фортепиано. Коссинна изучал классическую и германскую филологию в ряде университетов — в Геттингене, Лейпциге, Берлине и Страсбурге. В 1881 году в Страсбурге защитил докторскую диссертацию по теме «Древнейшие верхнефранкские письменные памятники». С 1888 по 1892 год Коссинна работал библиотекарем. Интерес к прошлому и археологии привёл его в Берлинское антропологическое общество. В 1902 году он был назначен профессором немецкой археологии в Берлинском университете. После этого он опубликовал большое число книг о происхождении германских народов, основав «Немецкое общество Предыстории», чтобы стимулировать интерес к исследованиям в этой теме. Он стал самым известным археологом в немецком мире.

В начале XX века он описал рёссенскую и гроссгартахскую культуры позднего неолита. Коссинна связывал праиндоевропейцев с культурой северонемецкой шнуровой керамики и помещал индоевропейскую прародину в Шлезвиг-Гольштейн.

Коссинна разработал методическую систему «археологии обитания» (нем. Siedlungsarhaologie), посредством которой обеспечил разработку генезиса «индогерманцев» на базе нордической гипотезы. Система основывалась на тезисе: «Чётко очерченные культурные провинции во все времена были заселены чётко определёнными народами или группами народов». На заре истории, утверждал Коссинна, везде, где письменные источники указывают германцев, обнаруживаются своеобразные погребения и вещи. Это позволяло провести границы раннегерманской территории гораздо более точно, чем по указаниям письменных источников. В своих работах Коссинна реконструировал 14 завоевательных походов «нордических арийцев» в неолите, принесших более высокую культуру народам от Испании до Индии[5].

Эти идеи, однако, были резко раскритикованы, в частности, из-за их откровенно политических целей и неопределённости методологии.

Несмотря на обоснованную критику самого метода и его применения, теория Коссинны разрабатывалась и в других странах Европы и США. Она играет важную роль в изучении доисторических культур до настоящего времени.