Праиндоевропейцы


Праиндоевропейцы, протоиндоевропейцы — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев согласно курганной гипотезе примерно в 4000-м году до н. э. (6000 лет назад)[3], во время энеолита и раннего бронзового века.

Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.

Данные сравнительно-исторического языкознания позволяют говорить о праиндоевропейцах как о патриархальном обществе, основным занятием которого было скотоводство, особенно разведение крупного рогатого скота. Богатство человека измерялось количеством принадлежавшего ему скота (термины для обозначения денег и скота во многих индоевропейских языках родственны). Вполне возможно, что первоначально использовалась восьмеричная система счисления[4], со временем заменённая на десятичную (во многих индоевропейских языках числительное «девять» созвучно прилагательному «новый»).

Жорж Дюмезиль выдвинул теорию трёх функций[5][6], согласно которой протоиндоевропейское общество функционально делилось на три сословия — жреческое (ср. брахманы), воинское (ср. кшатрии) и земледельческое (ср. вайшьи). Последователи Дюмезиля видят подтверждения этого тезиса в социальной организации различных индоевропейских народов (напр., рассказ Геродота о трёхчастном строении скифского общества). Тамаз Гамкрелидзе и Вячеслав Иванов в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной организации[7].

Религия праиндоевропейцев — политеизм, основанный на почитании верховного «бога-громовержца», который ездит по небу на колеснице и мечет громы и молнии. Вероятно, существовала особая каста жрецов, ответственных за проведение священных обрядов, которые, как считается, включали организованное потребление галлюцинногенного напитка (хаома, сома и т. п.).

Согласно теории трёх функций, каждая каста выдвигала своё божество: жрецы — карающего бога-судью (Зевс — Юпитер — Один — Перун — Пяркунас — Митра — Варуна), воины — бога войны (Тор — Марс — Арес — Индра), а земледельцы — бога плодородия (Фрейр — Квирин — Велес). Для многих индоевропейских народов также характерен культ коня, с которым связаны фигуры божественных близнецов.