Хаома


Хао́ма (авест. 𐬵𐬀𐬊𐬨𐬀‎ haoma; пехл. 𐭧𐭥𐭬 hōm; перс. hōm هوم‎) — в древнеиранской (до-зороастрийской) религии обожествлённый напиток, божество, персонифицирующее этот напиток, и растение, из которого он изготовлялся. Все три воплощения хаомы образуют несомненное единство. В «Авесте» хаоме посвящён целый яшт. В индийской традиции аналогичный напиток именуется однокоренным[1] словом сома.

Судя по тому, что образ Хаомы имеет точное соответствие с индийским Сомой в ведийском культе Индии, употребление напитка восходит к совместному периоду истории иранцев и индийцев, когда его потребляли в религиозных обрядах для стимуляции видений (галлюцинаций)[2].

Наиболее полные данные о Хаоме содержатся в «Авесте», прежде всего в «Яште о Хаоме» («Хом-Яшт», «Ясна», 9). Согласно этому тексту первым человеком, который выжал хаому, был Вивахвант, у которого родился Йима (Джамшид). Йима стал первым земным царём и первым из смертных, с кем беседовал Ахура Мазда[3]. Следы хаомы обнаруживаются и в иных иранских традициях: в частности, употребление аналогичного напитка в религиозных обрядах, вероятно, было известно отдельным племенам скифов и сарматов.

Хотя сам Заратуштра был ярым противником потребления хаомы, называя его «омерзительным зельем», его ученики возобновили культ этого напитка[4]. Впоследствии хаома стала неотъемлемой частью зороастрийского ритуала, причём выжимание хаомы стало приписываться уже самому пророку[5].

Современными приверженцами зороастризма хаома изготавливается на основе хвойника (эфедры)[6] и, соответственно, содержит эфедрин[7]. В современных индо-иранских языках однокоренные слова (напр., непальск. somalata, белудж. hum, перс. hom) обозначают именно эфедру. В Тоголоке и иных храмовых комплексах древней Маргианы советскими археологами были обнаружены особые помещения для приготовления и употребления священных напитков со следами эфедры и конопли, а также соответствующая утварь[2].

Точные данные о составе древней хаомы отсутствуют. В 2009 году при раскопках хуннского захоронения в Ноин-Уле[en] (Монголия) российскими учёными был обнаружен среднеазиатский (возможно, индоскифский) ковёр с изображением царей, священников, воинов, вероятно, занятых приготовлением священного напитка; один из них держит гриб, который напоминает галлюциногенный[8].