Красная Грузия


«Кра́сная Гру́зия» (до 13 сентября 1924 года — «Эльпидифо́р № 417», с 13 сентября 1924 года до 12 февраля 1925 года — ТЩ № 23) — советский тральщик, минный заградитель, а затем канонерская лодка типа «Эльпидифор»[1][2].

Имеющиеся у России десантные средства к началу Первой мировой войны (различные боты и «болиндеры») представляли собой достаточно простые и удобные средства выгрузки, но их грузоподъёмность и дальность плавания были явно недостаточны. Поэтому специалисты обратились к более крупным, уже имеющимся гражданским прототипам на Азовском море. Удачной находкой сочли одну из паровых шхун-зерновозов под названием «Елпидифор», принадлежавшую российскому купцу Елпидифору Парамонову (затем торговой компании «Е. Т. Парамонов и сыновья» после его смерти в 1909 году), имевшую водоизмещение около 1000 тонн. Фактически, это был уже почти готовый десантный корабль. Имя её владельца, трансформировавшись в более звучное «Эльпидифор», вошло в военно-морскую историю, послужив обозначением для целой серии специальных судов.

Морское ведомство выдало заказ на 30 «эльпидифоров» лишь непосредственно перед Февральской революцией. Осенью 1917 года Временное правительство урезало заказ до 20 единиц. Судно сохранило все черты своего торгового «предка», но было значительно улучшено. Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог «въезжать» на берег. Во все корабельные помещения было проведено освещение, на передней мачте установили прожектор, в радиорубке — радиостанцию, а под полубаком оборудовали лацпорты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолётов или быстроходных катеров.

Вооружение десантного парохода («Эльпидифор № 410») состояло из двух 120-мм/40 пушек[англ.], двух 76-мм зенитных пушек Лендера и двух 7,62-мм пулемётов Ма́ксима, что позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска[2]. «Эльпидифоры» можно считать самыми удачными и совершенными десантными средствами Первой мировой войны. Единственным их недостатком являлась небольшая скорость — всего около 10 узлов. Причиной стала тривиальная экономия: после войны десантные пароходы предполагалось распродать в частные руки, а так как эксплуатация быстроходных шхун была бы экономически невыгодной, это могло бы резко сократить число возможных покупателей.

Всего по данному проекту было заложено 20 единиц. 3 единицы («Эльпидифоры № 410…412») были построены в 1918—1919 годах по первоначальному проекту как десантные суда, остальные достраивались в советский период после Гражданской войны по различным проектам: № 413…415 — как канонерские лодки; № 416, 417 — в качестве тральщиков (позже переклассифицированы в минные заградители, а затем в канонерские лодки); № 418…422 — как нефтеналивные суда; № 423…427 — как сухогрузы; № 428 и № 429 — не достраивались и были разобраны на стапелях[2].