Крейтан, Василий Петрович


Васи́лий Петро́вич Крейта́н (Вильге́льм Фердина́нд Крейта́н) (нем. Wilhelm Ferdinand Kreitan; 24 марта 1832, Фредриксхамн — 29 мая [10 июня1896, Санкт-Петербург) — русский скульптор, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.

Вильгельм Фердинанд Крейтан родился 24 марта 1832 года в Фредриксхамне Выборгской губернии в семье скульптора и резчика немецкого происхождения Петра Крейтана (Кретана), автора иконостаса в церкви Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной части[1], горельефов в Лютеранской церкви Святых Петра и Павла[2], участника восстановления Зимнего дворца после пожара 1837 года[3]. Старший брат Василия — Фёдор Петрович (Христиан Фридрих) Крейтан (1823—1869) — художник, скульптор, выпускник Императорской Академии художеств[4].

Начальное образование получил в Училище при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге[5].

В 1858 году поступил в скульптурный класс профессоров Н. С. Пименова и П. К. Клодта фон Юргенсбурга Императорской Академии художеств[6]. Во время учёбы неоднократно награждался поощрительными медалями Академии: в 1857 году малой серебряной медалью за лепку с натуры, в 1858 году малой серебряной медалью за барельеф «Всемирный потоп», в 1859 году большой серебряной медалью, вновь за лепку с натуры и в 1862 году малой золотой медалью за скульптуру «Сеятель»[7] (выставлена на парадной лестнице Михайловского дворца в экспозиции Государственного Русского музея[8].

В 1863 году Василий Крейтан был допущен Советом Академии к конкурсу на большую золотую медаль Академии художеств, проводившемуся в честь столетнего юбилея дарования императрицей Екатериной II академического устава и дававшей право на шестилетнее пенсионерство за границей.

В событиях, предшествовавших «бунту четырнадцати», Крейтан участия не принимал и коллективных прошений в Совет Академии не подписывал. Однако узнав о состоявшемся 9 ноября 1863 года скандале на заседании Совета Академии, Крейтан в знак солидарности с тринадцатью живописцами подаёт личное прошение о выходе из Академии[9].