Крестовый поход на Александрию


Короткий крестовый поход на Александрию произошёл в октябре 1365 года под предводительством Петра I Кипрского против Александрии. Он был частично вызван религиозными побуждениями, но он отличается от более известных крестовых походов тем, что был вызван в основном экономическими причинами.

Пётр I Кипрский три года, с 1362 по 1365 годы, собирал армию и искал финансовую поддержку для крестового похода у влиятельных сил. Когда он узнал о запланированном нападении египтян на его Кипрское королевство, он использовал ту же стратегию превентивной войны, какую использовал против турок, и направил свои военные амбиции против Египта. Из Венеции он привёл флот и сухопутные войска, чтобы устроить сбор на острове Родос, где к ним присоединились рыцари ордена Святого Иоанна.

В октябре 1365 года Пётр I отправился на кораблях с Родоса, лично командуя значительным экспедиционным корпусом и флотом, состоящим из 165 судов, несмотря на увеличение экономического и политического влияния Венеции. Высадка произошла в Александрии 9 октября, и в течение следующих трёх дней, армия Петра завоевала и разграбила город (5000 человек обращены в рабство)[1] до подхода 12 октября сил мамлюков[2][3].

Сам Пётр понимал, что Александрией невозможно управлять, учитывая большое расстояние отсюда до Кипра.

Занимая невыгодную позицию, армия Петра 12 октября ретировалась[4]. Пётр рассчитывал основать здесь форпост для дальнейшей экспансии Египта, но большинство баронов отвергли эту идею, желая вернуться на родину с награбленным. Пётр был последним покинувшим город, ступив на борт корабля, когда мамлюки заняли город. В марте 1368 года Петра торжественно встретили Урбан V и королева Джованна I. Монархи и бароны Европы были ошеломлены оставлением города, называя Петра Кипрского единственным бравым и истинным христианином, совершившим крестовый поход на Александрию[5].

По мнению Джо ван Стенбергена, этот поход преследовал экономические выгоды. Пётр I Кипрский желал покончить с первенством Александрии как главного порта в восточном Средиземноморье, чтобы тем самым передать главенство Фамагусте[4]. Религиозный вопрос в этой связи был вторичен.