Крещение Иберии


Крещение Иберии, или Крещение Грузии (груз. ქართლის გაქრისტიანება, картлис гакрист’ианэба) — обращение в христианство грузинского царства Картли, известного в античности как Иберия. Крещение состоялось в IV веке благодаря просветительнице Грузии Святой Нине: она убедила креститься царя Мириана III, который стал первым христианским грузинским владыкой и, по словам историка Созомена, убедил креститься и весь свой народ[1].

Позже царь прикладывал большие усилия для распространения христианства на своих землях[2]: по словам Сократа Схоластика, иберийцы первыми из народов известных на то время земель приняли христианство в качестве официальной религии[3] наравне с абиссинцами и армянами[4][5] (в современной науке Армения считается первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии[6]). До начала первых христианских расколов христианство на Кавказе было всесодержащим, плюралистическим и гибким, а жёсткие экклезиологические иерархии были образованы много позже, когда в VI веке уже появились национальные церкви[7]. Несмотря на этническое разнообразие региона, крещение Грузии было всерегиональным и межкультурным явлением на Кавказе[8]. Евреи из Мцхета, столицы Картли, сыграли большую роль в крещении царства и дали мощный импульс к углублению связей между Грузией и Палестиной, а также положили начало грузинскому паломничеству в Святую землю — свидетельством тому служат паломничество Петра Ивера и появление надписей в Бир эль-Куте[9].

Иверия была фактором соревновательной дипломатии между Византией и Государством Сасанидов, а позже стала крупным игроком в византийско-сасанидских войнах. Во многом культура Иверии была схожа с культурой иранцев и Ахеменидской державы: отношения с иранцами развивались за счёт различных военных походов, торговли, династических браков[10], но выбор царём Мирианом III христианства оказал куда более глубокие и важные международные последствия даже несмотря на то, что сделан этот выбор был не под влиянием византийской дипломатии. Иверия прошла путь от образования в эпоху эллинизма до принятия христианства[11] и вступила на путь многовековых процессов[12][13], приведших к формированию грузинского самоопределения[14].

Хотя Иверия приняла крещение в IV веке, Грузинская православная церковь с опорой на некоторые византийские источники утверждает, что распространение христианства на грузинских землях начал ещё Андрей Первозванный, который считается и основателем грузинской церкви. Ефрем Малый позже объяснил роль Святой Нины в необходимости «второго крещения» Иверии, а археологические раскопки показали, что ещё до прихода Святой Нины в земли царя Мириана в Грузии распространялось христианство: в захоронениях III века нашей эры встречаются печати с крестами и рыбой или якорем и рыбой как символами раннего христианства, что говорит о распространении христианства ещё более раннем, чем принято считать[15].