Крыло в геральдике


Классическая эмблема, нашедшая широкое применение в советское время. Лёт в классической формулировке обозначает «покровительство».

С античных времён крыло символизировало быстроту, скорость, и являлось атрибутом бога вестей и гонцов — Гермеса (Меркурия). Из античных времён крыло в этом же значении перешло в эпоху классицизма, а затем в современную эмблематику.

Принятое в XVIII—XIX веках птичье крыло, над которым горизонтально расположена летящая стрела, является символом скорости. В современном мире использование крыльев как олицетворения скорости отражается в транспорте: железнодорожном, автомобильном и авиационном. Для их различия крыльям придаются дополнительные атрибуты: одно (железнодорожники) или два (автотранспорт) колеса, пропеллер (авиация), птица (эмблема соревнований), серп и молотАэрофлот») и другие, имеющие серебряный (белый) или золотой цвет.

В европейской геральдике лёт (два крыла) — фигура, которая, будучи изображённой на щите, считается символом «непостоянства», но в качестве нашлемника она теряет этот негативный смысл. Очень часто встречается в немецких, фламандских и брабантских гербах, что свидетельствует о её престиже среди рыцарей (отсюда возник термин «знамённый лёт»).

В русской геральдике XVIII—XIX веков крылья (лёт) применялись как эмблема покровительства, патронажа, благоволения и попечения. При этом, в отличие от эмблемы скорости, в эмблеме покровительства отсутствовала стрела. Размещённое в гербовых щитах дворянских родов изолированно (без других эмблем) изображение одного или двух крыльев является знаком неутомимости, а крыло при этом изображается не стилизованно, а натурально.

Лёт поверх шлема всегда «открытый» и обычно повёрнут прямо. «Закрытый» лёт — крылья, изображённые в профиль или вполоборота. Лёт выходит из венчика или шлемовой короны и имеет такие же цвета и деления, что и гербовый щит, кроме того может быть украшен его гербовыми фигурами. Пространство между двумя крыльями может быть пустым или занятым любой гербовой фигурой.