Культ личности Ленина


Вокруг имени Владимира Ильича Ленина в советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи в СССР прославляли так же, как и Октябрьскую революцию, а позже и Сталина (вплоть до XX съезда КПСС).

Стоит отметить, что культ личности Ленина начался ещё до его смерти. Так, на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года был представлен Дом крестьянина с ленинским уголком, выставлены многочисленные портреты Ленина, в том числе огромный из живых цветов, проводился сбор денег на постройку самолёта «Ильич». Сам Ленин, на тот момент уже не говоривший, посетил выставку 19 октября.

После смерти культ активно насаждался членами ЦК, прежде всего Сталиным, и достиг колоссального размаха. 26 января 1924 года после смерти Ленина бывшая столица Петроград был переименован в Ленинград. В партии был объявлен Ленинский призыв. Именем Ленина назывались города, посёлки и важнейшие улицы населённых пунктов. В каждом городе стоял памятник Ленину. Цитатами Ленина обосновывались и доказывались утверждения в публицистике и научных работах. Для детей были написаны многочисленные рассказы о «дедушке Ленине». Практически все дети 7-9 лет принимались в октябрята и носили на груди звёздочку с портретом Ленина (на илл.). Портреты Ленина висели на заводах, в школах, детских садах, высших учебных заведениях.

Предпосылки для создания культа появились с образованием ВКП(б), окончательно сформировался культ в 1923—1924 годах. После развенчания культа личности Сталина власти СССР пытались заменить его культом Ленина. В 1970-х годах, несмотря на огромные усилия властей, культ Ленина начинает восприниматься значительной частью населения СССР иронически. После распада СССР начался процесс деленинизации.

Предпосылки культа были заложены задолго до революции, с основанием в 1903 году большевистской партии. Ричард Пайпс подчёркивает, что партия, как творение Ленина, была неотделима от его личности. С момента основания партии Ленин имел огромный авторитет среди большевиков, как основатель РСДРП(б) и основной её идеолог.

Американский историк Нина Тумаркин в работе «Ленин жив! Культ Ленина в Советской России» отмечает, что большевики уже начиная с 1903 года начали попадать под «гипнотическое воздействие» Ленина; Ричард Пайпс утверждает, что Ленин был несомненно харизматичным лидером.