Кэмп (эстетика)


Кэмп (англ. camp) — в неклассической эстетике специфический изощрённый эстетский вкус и лежащая в его основе специально культивируемая чувствительность[1]. Кэмп также понимается как социальные и культурные стиль и чувственность, и при таком рассмотрении обычно связывается с гей-субкультурой[2]. Для кэмпа характерны повышенная театральность, любовь к искусственности, преувеличенность до гротеска, некоторая вульгарность[3], эстетизм, антиномичное сочетание игры и серьёзности. Эстетика кэмпа является примером того, как в культуре постмодерна приобретают новое содержание классические категории возвышенного и низменного[4], прекрасного и безобразного: если высокое искусство предполагает красоту и ценность[5], то кэмп нуждается прежде всего в смелости, живости и динамике, противопоставляет себя удовлетворенности, имея целью вызов.

Кэмп начал приобретать популярность в 1960-е. К нему относятся такие режиссёры как Джордж и Майк Кучары, Джек Смит, Энди Уорхол, Джон УотерсРозовые фламинго», «Лак для волос», «Полиэстер»). Известные исполнители, использующие эстетику кэмпа — Барри Хамфрис (в образе дамы Эдны Эверэйдж), Дивайн, Ру Пол и Либераче. Широко распространился в 1980-х с приятием постмодернистских взглядов на искусство и культуру.

Camp происходит от французского se camper, означающего «принимать позу чрезмерной манерности». Оксфордский словарь английского языка приводит первое определение camp 1909 года: «показной, преувеличенный, деланный, театральный; женоподобный или гомосексуальный; принадлежащий, характерный для гомосексуалов. В качестве существительного — это кэмп как поведение, манерность и т. д.; человек, демонстрирующий такое поведение».

Позднее слово использовалось для обозначения эстетических предпочтений и поведения гомосексуальных мужчин рабочего класса[6]. В конце концов, с проникновением обозначаемых словом явлений в культурный мейнстрим оно стало самостоятельным определением, зафиксированным американским художественным критиком Сьюзен Зонтаг в «Заметках о кэмпе».