Лам, Вифредо


Вифредо Оскар де ла Консепсьон Лам-и-Кастилья (исп. Wifredo Óscar de la Concepción Lam y Castilla, кит. 林飛龍; 8 декабря 1902, Сагуа-ла-Гранде, провинция Вилья-Клара — 11 сентября 1982, Булонь-Бийанкур) — кубинский и латиноамериканский живописец, график, керамист. В 1930-е годы испытал на себе влияние творчества Пабло Пикассо и сюрреализма, но при этом выработал самобытную манеру письма, с использованием латиноамериканских и африканских мотивов.

Вильфредо Лам (до Вифредо имя было сокращено в Испании) родился в многодетной смешанной семье, в которой он был восьмым ребёнком. Отец — китайский торговец, который эмигрировал на Кубу, мать — мулатка с примесью индейской крови (дочь рабыни из Конго)[4]. Отец отличался республиканскими взглядами, поддерживал демократические реформы Сунь Ятсена[5]. Ещё в детстве Лам проявил художественные способности, много рисовал и мечтал жить в Париже — мировом художественном центре[6]. В 1916 году семья переехала в Гавану. В 1918—1923 годах Лам учился там в школе изящных искусств, однако традиционная, академическая эстетика его мало интересовала. В этот период он завязал знакомства с членами кубинского художественного авангарда («Vanguardia» — «Авангард», «Поколение 27 года»). Особенно близкие отношения у него сложились с их лидером — Виктором Мануэлем Гарсиа. В 1923 году, после получения небольшой стипендии (40 долларов) для обучения в Европе от муниципалитета Сагуа-ла-Гранде[4], переселился в Испанию, где учился у художника Фернандо Альвареса де Сотомайора[7][8]. Испытал влияние сюрреализма, соединяя его с афро-кубинскими (сантерия) мифологическими мотивами и изобразительными традициями. В 1935 году в жизни художника случилась большая трагедия — смерть жены Эвы Пирис и сына Вифредо от туберкулёза[9][8]. Это событие отразилось на его творчестве, придав ему тревожные и мрачные черты. В частности, ему принадлежит множество картин, затрагивающих тему материнства[4]. Кроме того, невозможность спасти родственников по причине бедности, привело художника к поддержке социальных идей марксизма. По его словам, с того времени он на всю жизнь стал «антиколониалистом и антиимпериалистом». Глубоко изучал классическую испанскую живопись, которая, однако, первоначально показалась ему «несовременной и слишком тёмной». К её пониманию он приходил постепенно, а в качестве «образца для всех времён» выбрал наследие Франсиско Гойи и Диего Веласкеса. Среди других художников выделял Эль Греко, Вальдеса Леаля. Из представителей живописцев других стран ему особо нравилось творчество Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего. Из современных художников наибольшее влияние на Лама оказал Пабло Пикассо. В 1930-е годы также испытал влияние импрессионизма, так, его полотна этого периода отличались светлым колоритом. Постепенно его творчество привлекло внимание критики и публики. В 1931 его работы были представлены на коллективной выставке в мадридском Музее современного искусства[7].