Ластовый экипаж


Ластовый экипаж — в российском императорском флоте нижние чины, не способные нести службу во флотских экипажах и употреблявшиеся для различного рода береговых надобностей[1], то есть для ластовой службы[2].

В отличие от флотских экипажей, ведавших боевыми судами, служащие ластового экипажа имели не морские чины, а сухопутные[3]. Существовавшие в 1816—1851 года ластовые экипажи имели в своём ведении мелкие портовые суда и плавучие средства (баржи, катера, плашкоуты и так далее), — так называемые ластовые суда[4][3]. Число ластовых экипажей в Балтийском флоте доходило до 12, в Чёрном море — до 4; из них составлялись ластовые бригады, подчинявшиеся инспекторам ластовых бригад[5].

Были созданы в 1816 году в составе 14-ти номерных ластовых экипажей. Из них один предназначался для Архангельского порта и Беломорской флотилии, один — для Каспийской флотилии, остальные распределялись между Балтийским и Черноморским флотами. До 1851 года в строевом отношении каждый из ластовых экипажей разделялся на восемь рот.

Кроме того, в состав Гвардейского экипажа и 47-го (первоначально 46-го) Камчатского флотского экипажа входили ластовые роты. Ластовая рота Гвардейского экипажа преимущественно была прикреплена к прогулочным придворным дворцовым флотилиям, существовавшим на прудах императорских парков в Гатчине, Царском селе, Павловске.

До 1851 года ластовые экипажи имели в своём ведении гребные суда (в первую очередь канонерские лодки), мелкие портовые суда и плавучие средства (баржи, катера, плашкоуты и так далее), — так называемые ластовые суда. Кроме того, в составе ластовых экипажей (до 1851 года) числились часть портово-береговых служб морского министерства и все маяки. К примеру, рота одного из ластовых экипажей находилась в Москве при Интендантском Флотском складе.

Число ластовых экипажей в Балтийском флоте доходило до 12, в Чёрном море — до 4; из них составлялись ластовые бригады, подчинявшиеся инспекторам ластовых бригад.