Ленуар, Александр (архитектор)


Александр Альберт Ленуар (фр. Alexandre Albert Lenoir; 21 октября 1801, Париж — 17 февраля 1891[1], Париж) — выдающийся французский учёный-историк, архитектор, археолог, прозаик, путешественник, живописец, музейный работник. Член Французской академии изящных искусств (1869). Отец скульптора и живописца Альфреда Ленуара.

Известен тем, что участвовал в создании в 1844 году Музея Средневековья в Париже и руководил им в течение сорока лет, а также опубликовал «Монументальную статистику Парижа» (Statistique monumentale de Paris, 1840—1867), первый научно-обоснованный свод исторических памятников Парижа.

Александр Альберт Ленуар был сыном историка Александра Ленуара и Аделаиды Бинар, учился в Коллеже Генриха IV (Сollège Henri-IV), затем, с 1819 года — в студии архитектора Франсуа Дебре, изучал архитектуру в Школе изящных искусств, которую окончил в 1820 году с квалификацией художника 1-го класса.

В 1824 году вместе с археологом Шарлем Тексье совершил поездку на юг Франции. В 1830—1832 годах совершенствовал своё мастерство в Италии, посетил Флоренцию, Сиену, Перуджу, Неаполь, Палермо и Мессину, изучал древнегреческие, этруские, древнеримские памятники и раннехристианские базилики. Путешествовал по странам Востока. Опубликовал дневники и рисунки, касающиеся древнегреческих сооружений, открытых в 1830 году.

С 1830 по 1833 год Ленуар работал в Италии с архитектором Франсуа Алексисом Сандрие. В Риме он встретил Феликса Дюбана, с которым познакомился ещё в студии Франсуа Дебре в Париже, Анри Лабруста, Жозефа-Луи Дюка и Леона Водуайе, которые составили, по их собственному выражению, «романтическое поколение». В 1831 году Александр Ленуар стал активным членом нового «Института археологической корреспонденции» (Istituto di Corrispondenza Archeologica), основанного Эдуардом Герхардом двумя годами ранее (далее: Германский археологический институт в Риме).

Вернувшись на родину, Ленуар представил в Парижском Салоне 1833 года проект Исторического музея, предложив экспонировать произведения искусства в хронологическом порядке, настаивая, согласно принципу историзма, на показе непрерывности эволюции искусства на протяжении веков.