Леонова, Дарья Михайловна


Дарья Михайловна Леонова (9 [21] марта 1829, по др. данным — 4 [16] марта 1834 или 1835, Вышний Волочёк, ныне Тверской области — 25 января [6 февраля1896, Петербург) — русская певица (контральто).

Училась в Санкт-Петербургском театральном училище. Ещё во время учёбы выступала на Императорской сцене в водевилях и пьесах с пением.

В 1852 году с большим успехом дебютировала в опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Михаила Глинки, подготовив партию Вани вместе с композитором, которому голос Леоновой очень понравился. Глинка и после занимался с певицей, написал для неё «Молитву» и собирался писать оперу «Двумужница».

В 1857—1858 годах Дарья Леонова концертировала за границей, в частности в Берлине и Париже. Она пела во многих немецких городах, знакомя иностранцев с русской музыкой, в особенности с произведениями Глинки. Стажировалась у Дж. Мейербера и Д. Обера, при этом не прекращая концертной деятельности. Проходя в Париже партии различных опер под руководством Обера, Леонова приняла участие в двух музыкальных вечерах. Осыпая певицу похвалами, газеты называли её «чистым русским бриллиантом» — pur diamant russe[4].

Вернувшись в 1851 году в Россию, до 1873 года пела на Императорской сцене в обеих столицах, исполнив ряд партий: Азучены («Трубадур» Верди, причем один из крупнейших итальянских певцов XIX столетия Энрико Тамберлик назвал её «королевой Азучен»), Спиридоновны во «Вражьей силе» Серова, Рогнеды («Рогнеда» его же), хозяйки корчмы («Борис Годунов» Мусоргского), княгини в «Русалке» Даргомыжского, Кроатки в опере «Кроатка, или Соперницы» Дютша, Маргарета в «Ратклифе» Кюи, Ортруда в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Фидес в «Пророке» Дж. Мейербера. Выступала в концертных программах с народными песнями и произведениями современных композиторов.

Оставив в 1873 году оперную сцену, Леонова совершила концертную поездку по Сибири, а также за рубежом — в Японии, Китае и в странах Северной Америке (Сан-Франциско и Нью-Йорк); в 1879 г. предприняла концертное турне по России с М. П. Мусоргским в качестве аккомпаниатора. В гастрольный репертуар певицы вошли многие сочинения новой русской школы.