Лидеры эскадренных миноносцев типа «Гепард»


Лидеры эскадренных миноносцев типа «Гепард» — тип лидеров французского флота времён Второй мировой войны. Развитие лидеров типа «Ягуар». Отличались усиленным вооружением и более крупными размерами. Всего построено шесть единиц в серии: «Бизон» (фр. Bison), «Гепард» (фр. Guepard), «Лион» (фр. Lion), «Вальми» (фр. Valmy), «Вобан» (фр. Vauban), «Верден» (фр. Verdun)[4]. Все корабли этого типа были потеряны в ходе военных действий, причём лишь «Бизон» погиб в бою, а остальные пять были затоплены в Тулоне 27 ноября 1942 года в ходе самоуничтожения французского флота[3].

Официально именовались контр-миноносцами (фр. contre-torpilleurs) и фактически не являлись лидерами эсминцев в традиционном понимании, так как предназначались для действий в однородных соединениях и должны были исполнять функции лёгких крейсеров. Фактически их можно было бы назвать истребителями эсминцев[5]. Не имели прямых аналогов за рубежом. Стали первыми кораблями семейства 2400-тонных лидеров. Тип «Гепард» известен также как тип «Бизон». Дальнейшим развитием класса во французских ВМС стали контр-миноносцы типа «Эгль».

Хотя испытания контр-миноносцев типа «Ягуар» оказались в целом удовлетворительными, проект не вполне устроил моряков. Ведь при водоизмещении почти на 900 тонн большем, чем у эсминцев типа «Бурраск», «ягуары» несли всего лишь на одно 130-мм орудие больше и представлялись недовооружёнными. В 1923 году начальником секции лёгких кораблей в Техническом отделе (фр. Service Technique des Constructions et Armes Navales) Морского министерства стал инженер-генерал М. Антонэ, который предложил использовать на следующей серии контр-миноносцев артиллерию традиционного для французского флота калибр 138,6-мм с целью достижения решительного огневого превосходства над эсминцами и скаутами потенциального противника[6].

Ещё одним важным фактором, повлиявшим на особенности проекта, стало желание моряков получить корабль с эшелонным расположением энергетической установки, уже запланированное для тяжёлых крейсеров типа «Дюкень»[7]. Считалось, что такая мера позволит не потерять ход при одном удачном попадании противника, хотя это мнение в отношении сравнительно небольших торпедно-артиллерийских кораблей нередко оспаривалось специалистами[8].

Первоначальными планами предусматривалось вооружить контр-миноносцы нового типа шестью 138,6-мм пушками, причём в разных установках. Две спаренные артустановки должны были размещаться в оконечностях, ещё две одноорудийные ближе к середине корпуса. Считалось, что стандартное водоизмещение составит примерно 2850—3000 тонн. В дальнейшем планировали перейти к постройке контр-миноносцев водоизмещением около 3500 тонн, вооружённых восемью 138,6-мм пушками в четырёх спаренных установках. Однако попытка разработать эффективную спаренную установку такого калибра тогда потерпела неудачу и пришлось перейти к варианту с пятью одноорудийными установками главного калибра[7].