Лидеры эскадренных миноносцев типа «Эгль»


Лидеры эскадренных миноносцев типа «Эгль» — тип лидеров французского флота времён Второй мировой войны. Развитие лидеров типа «Гепард». Всего построено шесть единиц в серии: «Эгль» (фр. Aigle), «Альбатрос» (фр. Albatros), «Жерфо» (фр. Gerfaut), «Вотур» (фр. Vautour), «Эпервье» (фр. Epervier), «Милан» (фр. Milan)[3].

Официально именовались контр-миноносцами (фр. contre-torpilleurs) и фактически не являлись лидерами эсминцев в традиционном понимании, так как предназначались для действий в однородных соединениях и должны были исполнять функции лёгких крейсеров. Фактически их можно было бы назвать истребителями эсминцев[4]. Не имели прямых аналогов за рубежом. Дальнейшим развитием класса во французских ВМС стали лидеры типа «Вокелен».

Лидеры эскадренных миноносцев типа «Эгль» были заказаны по программе 1927 года. Официально заказ на корабли выдали 3 октября 1928 года. Два последних корабля, так называемая группа D были затем перезаказаны по специальной программе 1927 года и имели существенные отличия от систершипов, особенно в энергетической установке[5].

Корабль был построен на верфи Ateliers et Chantiers de France-Dunkerque в Дюнкерке. В начале Второй мировой войны входил в состав 1-го дивизиона контр-миноносцев. В марте 1940 года сопровождал из Тулона в Галифакс линкор «Бретань» и тяжёлый крейсер «Альжери», перевозившие золотой запас Банка Франции. Участвовал в набеге на Геную 1314 июня 1940 года. После капитуляции Франции был выведен в резерв и разоружен. 27 ноября 1942 года затоплен в Тулоне в ходе самоуничтожения французского флота. Поднят итальянскими спасателями, но 24 ноября 1943 года вновь потоплен американскими бомбардировщиками[9].

Контр-миноносцы типа «Эгль» стали значительным шагом вперед в сравнение с предшествующим типом «Бизон». Улучшеные обводы корпуса и уменьшенный верхний вес способствовали уменьшению валкости и «эгли» стали хорошими артиллерийскими платформами. Заметно выросла и надежность судовых механизмов. Флот не имел особых претензий к турбинам кораблей. Вместе с тем, радиус разворота оставался слишком большим для корабля этого класса. Оснащение контр-миноносцев новыми орудиями резко усилило их огневую мощь. Теперь главный калибр не только использовал тяжелые снаряды, но и имел достаточную скорострельность. Однако характеристики системы управления огнём не вполне соответствовали орудиям и не позволяли в полной мере реализовать огневое превосходство над потенциальным противником, особенно на дальних дистанциях[10].