Литература Уругвая


Литература Уругвая — часть культуры Уругвая. Уругвайская литература развивается преимущественно на испанском языке (среди исключений — Ицик Вайншенкер, писавший на идиш) и является частью латиноамериканского литературного процесса.

Первые рукописные памятники из Уругвая появились в колониальный период: так, ранним образцом эпистолярной просветительской прозы был «Мемориал» (1779) Переса Кастельяно. Вторжение англичан в вице-королевство Ла-Плата нашло отображение в классицистских одах местного таможенного чиновника Хосе Прего де Оливера (1750—после 1816) и пьесе Х. П. Мартинеса «Безупречная верность, или Отмщённый Буэнос-Айрес» (1808).

Первым крупным писателем Уругвая был представитель предромантизма Бартоломе Идальго (1788—1822), в творчестве которого основное место занимала тема гаучо. Ещё одним провозвестником литературы гаучо была сатирическая поэзия Эусебио Вальденегро (1783—1818). Ярким представителем классицизма был Франсиско Акунья де Фигероа (1790—1862), автор гимнов Уругвая и Парагвая, а также «Исторического дневника осады Монтевидео».

Романтизм в уругвайской литературе начал складываться в 1830-40-е годы под влиянием европейских аналогов, при этом местные романтики выступали против духовной зависимости от Испании. Адольфо Берро (1819—1841) в поэмах «Яндумбайу и Лиропейа» (1840) и «Основание Монтевидео» воспевал как первых испанских поселенцев, так и индейских вождей. В 1888 году вышла романтическая лирико-эпическая поэма Хуана Соррильи де Сан-Мартина (1855—1931) «Табаре», воспевающая благородного дикаря — индейца. Ему же принадлежит историко-биографическое исследование «Эпопея Артигаса» (1910) об освободителе Уругвая Х. Х. Артигасе. Автор-католик противостоял творческому сообществу писателей и учёных «Атенеум», вокруг которого группировались большинство второго поколения романтиков — Луис Мельян Лафинур (1850—1939), Оросман Мораторио (1852—1898), Элиас Регулес (1860—1929).

Основоположником национального романа стал Эдуардо Асеведо Диас (1851—1924) со своими романтическо-патриотическими книгами «Исмаэль» (1888), «Туземка» (1890), «Клич славы» (1893), «Копьё и сабля» (1914). У других романистов уже преобладают влияния европейского натурализма и «креольский реализм»: Хавьер де Виана (1868—1924) в сборниках рассказов «Деревня» (1896), «Гури» (1901), «Сухие дрова» (1911) в противовес романтической трактовке жизни гаучо отображает куда более мрачную реальность, как и психологические романы «Беба» (1894), «Племя Каина» (1900), «Земля» (1916) Карлоса Рейлеса (1868—1938).