Литовское национальное движение


Лито́вское национа́льное движе́ние (лит. Lietuvių tautinis sąjūdis, традиционно известное в историографии как Лит́овское национа́льное пробужде́ние лит. Lietuvių tautinis atgimimas) — борьба литовцев за право на своё национальное самоопределение. Связано с тем, что в XVIII веке Литва вошла в состав Российской империи в результате Разделов Речи Посполитой. Привело к формированию современной литовской нации и к восстановлению независимости Литвы. Наиболее активными участниками этого движения были Винцас Кудирка, Йонас Басанавичюс и др. Влияние на движение оказал подъём в Европе романтического национализма, национально-освободительных движений.

Из-за длительного периода общей польско-литовской государственности и национальной принадлежности, и политики русификации Российской империи многие из литовских дворян в XIX веке подверглись полонизации, и литовский язык использовался только бедными и средними слоями общества, а часть средних слоёв, как правило, использовала польский для своего социального продвижения. Литовский был разговорным языком, он не считался достаточно престижным для письменного использования. Его сохраняла часть мелкого дворянства, особенно в Жемайтии. Язык был ещё не стандартизирован, его грамматика значительно различалась от региона к региону в виде аукштайтского и жемайтийского диалектов. Восточные территории современной Литвы и северо-западной Беларуси были в значительной степени славизированными[1], и многие использовали польский или белорусский языки в повседневной жизни. В начале XIX века использование литовского языка в значительной степени ограничивается литовскими сельскими районами; единственная область в Литве, где литовский язык использовался в качестве литературного, была Малая Литва, находившаяся под властью Пруссии. Но и там приток немецких иммигрантов угрожал литовскому языку и культуре прусских литовцев. Несколько факторов поспособствовали национальному движению: на литовский язык обратили внимание учёные-лингвисты; после отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году, социальная мобильность увеличилась, и появился класс литовской интеллигенции, происходивший из литовского села. В католической церкви были ослаблены барьеры, которые ранее мешали простолюдинам во время богослужений. Более тесные отношения сложились между священниками-литовцами и прихожанами, их объединяло желание использовать литовский язык[2]. Складывающееся национальное движение стремилось дистанцироваться от польских и российских влияний, и использование литовского языка рассматривалось как важный аспект этого движения[3].