Лобня


Одноимённая железнодорожная станция, получившая название по речке Лобне. Населённый пункт воинской доблести. Население — 81 968[1] чел. (2023). Город областного подчинения[3], образует одноимённый городской округ[4].

Ближайшие города: Долгопрудный, Химки. Граничит с городскими округами Дмитровским, Мытищи, Химки. Расположен в 11 км к северу от Москвы (считая от МКАД).

Через город проходит Савёловская железная дорога. Через город проходит Рогачёвское шоссе, начинающееся в 5 км от Дмитровского шоссе (Москва—ДмитровДубна). Рядом располагается аэропорт Шереметьево.

Самое древнее из поселений, село Киово, в другом источнике Киёво[5], впервые упомянуто в Духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, датированной 1495 годом, согласно которой владения Патрикеева, включающие и село Киово, были унаследованы его сыновьями, Василием и Иваном.

В Смутное время село исчезло, местность стала пустошью, вновь заселённой только в 1623 году, когда братья Борняковы получили её во владение от царя Михаила Романова. Вновь возникшее село Киово через некоторое время перешло в руки к боярину Богдану Матвеевичу Хитрову. Тот благоустроил село и построил деревянную церковь Спаса Нерукотворного, по которой село стало называться Киово-Спасское. В 1769 году на месте деревянной церкви граф Иван Илларионович Воронцов построил каменную, сохранившуюся до сих пор. В 1902 году в Киово была открыта начальная земская школа.

В 1814 году купец Козьма Крестовников приобрёл земли пустоши Поляна у реки Альбы (Мещерихи) и основал там ткацкое производство. Сначала это была контора, в которую купец привозил из Москвы пряжу, раздавая крестьянам из окрестных деревень; местные женщины на дому ткали разнообразные ткани. Позже сыновья Крестовникова построили в Поляне домики-светёлки, где поставили ткацкие станки для крестьян, приходящих сюда работать. В 1850 году братья Крестовниковы построили бумагопрядильную фабрику, но через 4 года она была закрыта в связи с падением прибыли. С 1879 года началось бурное развитие рабочего посёлка — на территории фабрики появилась казарма, баня, торговая лавка. На рубеже XIX—XX веков построены госпиталь, ещё три казармы, дома для руководства фабрики и мастеров.