Лоджетта


Лодже́тта (итал. Loggetta — маленькая лоджия) — здание, расположенное на границе площади Сан-Марко и так называемой Пьяцетты (маленькой площади) в Венеции. Примыкает к основанию кампанилы (колокольни) Святого Марка. Памятник архитектуры эпохи Возрождения. Полное название — «Лоджетта Сансовино» (итал. Loggetta Sansovino), по фамилии архитектора. Здание построено между 1537 и 1549 годами выдающимся архитектором Якопо Сансовино. Ещё одно название — итал.  Loggetta del Campanile[1].

Лоджии строили в Средневековье во многих городах Италии. Около 1487 года в Венеции на этом месте возвели деревянную лоджию с тремя арками и четырьмя каменными колоннами. Эта постройка неоднократно подвергалась повреждениям в результате падения каменной кладки с колокольни, штормов и наводнений, но каждый раз её восстанавливали. Однако, когда 11 августа 1537 года в колокольню ударила молния и лоджия под ней снова была повреждена, было решено полностью её перестроить. Заказ получил скульптор и архитектор Якопо Сансовино.

Расположенную напротив Порта делла Карта («Ворота бумаг, документов»), главного входа во Дворец дожей, Лоджетту изначально использовали для встречи вельмож, общения важных сановников и чиновников. С 1559 года она стала помещением для корпуса охраны (corpo di guardia) Дворца дожей. В 1489 году постройка была разрушена ударом молнии[2]. В 1663 году к ней добавили открытую террасу с балюстрадой. С 1734 года здание использовали для проведения городской лотереи и других общественных мероприятий[3].

После трагического обрушения Кампанилы в 1902 году Лоджетту восстановили с использованием подлинных сохранившихся фрагментов и деталей мраморной облицовки. В XX веке Лоджетта утратила прежнее значение, и теперь её используют для входа в лифт, поднимающий туристов на верхний ярус колокольни.

Строительство Лоджетты, как и расположенного рядом здания Библиотеки Сан-Марко, было частью амбициозной программы архитектурного обновления города, начатой при венецианском доже Андреа Гритти (1523—1538). Программа была направлена на повышение «венецианской самооценки» и подтверждение международного престижа республики после многих поражений предыдущего времени и, особенно, после разграбления Рима в 1527 году ландскнехтами императора Карла V (итал. Sacco di Roma). Основная цель заключалась в том, чтобы вызвать память и гордость о древнеримской республике и представить Венецию как истинного преемника Рима[4]. Поэтому в архитектурном облике здания угадываются, хотя бы и в миниатюре, черты древнеримских триумфальных арок[5]. Новые постройки превратили прилегающую площадь Сан-Марко с уличными лавками менял и складами торговцев во внушительный общественный форум, подражающий Древнему Риму.