Георгий Кириллов Лозанов (болг. Георги Кирилов Лозанов; 22 июля 1926, София — 6 мая 2012, Сливен, Болгария) — болгарский педагог и психолог, разработавший в 1960-е годы метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранным языкам. Работы Лозанова послужили стимулом для появления большого количества методов «ускоренного обучения » (accelarative learning). Известен также исследованием феномена Ванги.
Окончил Медицинскую академию в Софии (1950 год) и педагогический факультет Софийского университета (1963 год)[1]. В 1965 году совершает в софийском Институте специализации и усовершенствования врачей успешную хирургическую операцию без наркоза, благодаря внушению пациенту в бодрствующем состоянии об отсутствии боли (ментальная анестезия)[2][3][4].
В 1966 году стал основателем и директором НИИ суггестологии Министерства народного просвещения Болгарии[1]. Институт получил наибольшую известность в связи с тем, что одним из объектов его изучения стала Ванга[5][6]. Доктор медицинских наук (1971 год)[7]. Пользовался покровительством Людмилы Живковой[3], однако ещё при её жизни начал подвергаться гонениям: в 1979—1989 годах был невыездным и находился под чем-то вроде домашнего ареста. В 1984 году был уволен с должности директора НИИ суггестологии[2][3].
С 1985 года директор центра «Суггестология и развитие личности» Софийского университета[1], но фактически Лозанов был предан в это время забвению, ему было разрешено читать один лекционный курс для студентов-филологов университета. В 1991 году созданный Лозановым НИИ суггестологии был закрыт[3]. В 1993 году учёный смог перебраться в Австрию, где обучил суггестопедии 286 человек со всего мира[2].
Суггестопедия направлена на устранение двух блоков проблем, препятствующих скоростному обучению. Прежде всего, учащимся обычно мешает психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться[8]. Поэтому в методе Лозанова большое внимание уделяется тому, чтобы с помощью суггестии внушить обучаемым уверенность в их больших не использовавшихся ещё резервах развития[9]. При этом суггестия используется не как гипноз, а в игровых формах, представляя собой хорошо отрежиссированную актёрскую игру преподавателя[10].