Лозанов, Георгий


Георгий Кириллов Лозанов (болг. Георги Кирилов Лозанов; 22 июля 1926, София — 6 мая 2012, Сливен, Болгария) — болгарский педагог и психолог, разработавший в 1960-е годы метод суггестопедии, используемый для ускоренного обучения иностранным языкам. Работы Лозанова послужили стимулом для появления большого количества методов «ускоренного обучения  (болг.)» (accelarative learning). Известен также исследованием феномена Ванги.

Окончил Медицинскую академию в Софии (1950 год) и педагогический факультет Софийского университета (1963 год)[1]. В 1965 году совершает в софийском Институте специализации и усовершенствования врачей успешную хирургическую операцию без наркоза, благодаря внушению пациенту в бодрствующем состоянии об отсутствии боли (ментальная анестезия)[2][3][4].

В 1966 году стал основателем и директором НИИ суггестологии Министерства народного просвещения Болгарии[1]. Институт получил наибольшую известность в связи с тем, что одним из объектов его изучения стала Ванга[5][6]. Доктор медицинских наук (1971 год)[7]. Пользовался покровительством Людмилы Живковой[3], однако ещё при её жизни начал подвергаться гонениям: в 19791989 годах был невыездным и находился под чем-то вроде домашнего ареста. В 1984 году был уволен с должности директора НИИ суггестологии[2][3].

С 1985 года директор центра «Суггестология и развитие личности» Софийского университета[1], но фактически Лозанов был предан в это время забвению, ему было разрешено читать один лекционный курс для студентов-филологов университета. В 1991 году созданный Лозановым НИИ суггестологии был закрыт[3]. В 1993 году учёный смог перебраться в Австрию, где обучил суггестопедии 286 человек со всего мира[2].

Суггестопедия направлена на устранение двух блоков проблем, препятствующих скоростному обучению. Прежде всего, учащимся обычно мешает психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться[8]. Поэтому в методе Лозанова большое внимание уделяется тому, чтобы с помощью суггестии внушить обучаемым уверенность в их больших не использовавшихся ещё резервах развития[9]. При этом суггестия используется не как гипноз, а в игровых формах, представляя собой хорошо отрежиссированную актёрскую игру преподавателя[10].