Локомотивостроение


Чтобы наладить производство локомотивов для растущей сети железных дорог, правительство Российской империи в марте 1867 года объявило конкурс на разработку и постройку лучшего паровоза. Лучшим был признан паровоз Невского (Семянниковского) завода, который в 1870 году на Всероссийской промышленной выставке в Соляном городке был признан лучшим и награждён Малым Гербом Российской Империи.

В начале XX века заводы России полностью удовлетворяли потребности железных дорог Российской империи в паровозах. Крупнейшими из заводов были Харьковский, Луганский, Коломенский[2].

Паровозостроение вышло на лидирующие позиции по применению научных и технических разработок в серийном производстве[1].

Перед Первой мировой войной и в её годы Россия ежегодно выпускала от 313 до 917 паровозов. Их выпуском занимались 9 заводов[2]. Статистику выпуска собрал историк железнодорожного транспорта В. А. Раков.

Отметив возникший дефицит подвижного состава с началом войны, который был вызван также недостатком металла, отпускаемого прежде всего для производства снарядов, правительство Российской империи 18 июня 1915 года и 29 августа 1916 года приняло постановление «Об установлении цен на товарные паровозы, тендера к ним и пассажирские вагоны по казённым заказам в 1916 году», увеличив цены на подвижной состав для того, чтобы стимулировать его производство, в первую очередь для обеспечения военных перевозок[3].

Ущерб, нанесённый железнодорожному транспорту в годы Гражданской войны заставил заказать в 1920 году в Германии и Швеции 1200 паровозов типа 0-5-0 (соответственно серий Эг и Эш)[1]. Организацией заказа паровозов за границей ведала Российская железнодорожная миссия во главе с Ю. В. Ломоносовым[5].