Лёгкая авиация


Лёгкая авиация — просторечное название авиации использующей летательные аппараты лёгкого класса (самолёты, вертолёты, БПЛА).

Понятия «лёгкая авиация», равно как и «малая авиация», в законодательстве Российской Федерации — России нет, но многие используют данные словосочетания в литературе и средствах массовой коммуникации. «Лёгкая авиация» является собирательным понятием, которое объединяет в себе полёты на воздушных судах максимальной взлётной массой от 495 кг до 3100 кг (вертолёты) и до 5700 кг (самолёты)[1]. Летательные аппараты массой до 495 кг относятся к сверхлёгким воздушным судам. В соответствии с п. 2 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ[1]:

Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

Полёты лёгких воздушных судов могут выполняться как в коммерческих целях, при осуществлении авиационных работ и перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях, так и в личных (не за плату) целях (авиация общего назначения).

Лёгкая авиация в России, по мнению ряда экспертов, находится в глубочайшем кризисе[2][3]. В отсутствии четко прописанных в законодательстве классификаций типов авиации и критериев безопасности, регулирующие органы ограничивают обучение пилотов в частных центрах подготовки (за последние полтора десятка лет закрыто 225 центров[4]), затрудняют выдачу сертификационных документов для летной техники, аэродромов и посадочных площадок. Все это, по мнению социолога Егора Мулеева, руководителя исследовательского проекта «Летное поле: деятельность „малой“ авиации в условиях регуляторной составляющей»[5] фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» приводит к сокращению авиационной инфраструктуры, появлению разных видов официальных, неофициальных и полуофициальных видов заработка: от «покатушек» до авиационных химических работ (АХР), а сама «легальность» является «предметом торга»[5][6].

Действующие на сегодняшний день аэродромы и посадочные площадки легкой авиации были построены, преимущественно, в советское время. При этом значительная часть аэродромов и посадочных площадок в 1990-е были заброшены. Оборудование с них было расхищено местными жителями, взлетно-посадочные полосы пришли в негодность, а в отдельных местах «перепрофилировались» в дороги общего пользования, соединяя населенные пункты[7].