Лёгкие крейсера типа «Капитани Романи»


Лёгкие крейсера типа «Капитани Романи» — тип лёгких крейсеров итальянского флота времён Второй мировой войны. Проектировались как океанские скауты (итал. esploratori oceanici), ввиду упразднения класса скаутов в итальянских ВМС 5 мая 1938 года, классифицировались как лёгкие крейсера. Фактически являлись пограничными кораблями между крейсерами и большими лидерами[4]. Все корабли серии получили названия в честь полководцев Древнего Рима. Всего было заложено 12 крейсеров этого типа, в годы Второй мировой войны вошли в строй три корабля: «Аттилио Реголо» (итал. Attilio Regolo), «Сципионе Африкано» (итал. Scipione Africano), «Помпео Маньо» (итал. Pompeo Magno). Ещё четыре недостроенных крейсера, находившихся в высокой степени готовности, были потоплены в ходе войны уже после капитуляции Италии. Все три вступивших в строй крейсера уцелели в ходе военных действий[2].

После окончания Второй мировой войны «Аттилио Реголо» и «Сципионе Африкано» были переданы ВМС Франции, где их переименовали в «Шаторено» (фр. Chateauerenault) и «Гишен» (фр. Guichen), радикально модернизировали и переклассифицировали в эсминцы[5]. «Помпео Маньо» и поднятый после затопления «Джулио Джерманико» (итал. Guulio Germanico) оставили в составе нового итальянского флота. Их также переименовали в «Сан Джорджио» (итал. San Giorgio) и «Сан Марко» (итал. San Marco), перестроили и перевели в класс эсминцев[6]. Все корабли активно использовались до начала 1960-х годов.

Проектирование лёгких крейсеров типа «Капитани Романи» началось как ответ итальянцев на развитие торпедно-артиллерийских сил Франции, которая рассматривалась фашистским режимом Б. Муссолини как основной противник в борьбе за господство на Средиземном море[7]. В начале 1930-х годов французский флот пополнился тремя сериями контр-миноносцев типов «Бизон», «Эгль», «Вокелен», в постройке находились ещё более мощные корабли типов «Ле Фантаск» и «Могадор»[8]. Эти боевые единицы, традиционно именуемые в отечественной литературе лидерами эсминцев, фактически представляли собой особый подкласс, предназначенный для действий в однородных соединениях, но не для лидирования эсминцев, но скорее для их истребления[9]. По планам французского военно-морского командования они должны были частично заменить лёгкие крейсера. Отличительными чертами французских контр-миноносцев стали высокая скорость и мощное вооружение из 138-мм орудий. На их фоне итальянские скауты типа «Навигатори» смотрелись слишком слабо, а крейсера типов «Альберико да Барбиано» и «Луиджи Кадорна», на которые возлагались большие надежды, оказались явно неудачными кораблями[10][11].