Джулиано да Майано


Джулиано ди Леонардо (Нардо) д’Антонио, прозванный Джулиано да Майано (итал.  Giuliano di Leonardo d'Antonio, Giuliano da Maiano; около 1432, Майано — 17 октября 1490, Неаполь) — знаменитый мастер интарсии по дереву, скульптор и архитектор периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения флорентийской школы. Член известной художественной семьи, старший брат Бенедетто да Майано[3].

Джулиано да Майано родился в местечке Майано, в окрестностях Фьезоле близ Флоренции, в семье плотника и каменщика Леонардо д’Антонио, который поселился во Флоренции в 1465 году. В семье было ещё два брата: Бенедетто да Майано и Джованни да Майано Младший (1487—1543)[4].

Джулиано рано проявил свои таланты, отец сначала надеялся сделать из него нотариуса, но его способность к скульптуре в итоге одержала верх. Джулиано да Майано сначала выучился на плотника в мастерской своего отца, затем изучал архитектуру у Франческо ди Джованни, известного как Франчоне, где он познакомился с новациями Брунеллески, Филиппо Филиппо Брунеллески в архитектуре. Джулиано возглавил семейную мастерскую, в которой выполняли алтарные обрамления, мебель с интарсиями, церковные скамьи, сундуки кассоне, шкафы для сакристий и частных палаццо, в частности, для флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и Палаццо Веккьо[5].

С 1449 года Джулиано да Майано был членом гильдии каменщиков и плотников (Arte dei Maestri di pietra e legname). В 1455 году он начал сотрудничество с флорентийским живописцем Нери ди Бичи. С 1460 по 1468 год да Майано работал на строительстве Дуомо (собора) в Сан-Джиминьяно, где он расширил собор и построил капеллу Санта-Фина. С 1462 по 1472 год он был архитектором семьи Пацци, занимаясь перестройкой Палаццо Пацци во Флоренции. Для семьи Строцци в Палаццо-делло-Строццино (малого дворца в отличие от «большого» Палаццо Строцци) он добавил «благородный этаж» (piano nobile; около 1456 года), в манере Палаццо Медичи-Риккарди, к первому этажу, который был начат Микелоццо ди Бартоломео. Джулиано также часто приписывают авторство проекта Палаццо Антинори во Флоренции (1465—1469). В Сиене он построил Палаццо Спаннокки (около 1475 г.), с изящным во флорентийской манере рустованным фасадом и сдвоенными арочными окнами. В Сан-Джиминьяно Джулиано приписывают расширение романской церкви святой Марии и строительство часовни святой Фины в сотрудничестве с братом Бенедетто. В Ареццо, где Бенедетто возвёл портик Санта-Мария-делле-Грацие, Джулиано руководил строительством монастыря Бадия Физолана.

Считается, что замечательный миниатюрный фасад церкви монастыря Бадиа во флорентийском «инкрустационном стиле» повлиял на облик церкви Санта-Мария-дель-Сассо, расположенной недалеко от Биббьены (Тоскана), возведённой в 1486—1487 годах. Документы подтверждают, что её строители представляли свои счета Джулиано да Майано для заверения[6]. Монахи Сан-Марко были ответственными за строительство, но покровителями были Медичи.