Микелоццо ди Бартоломео


Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци по прозванию Микелоццо (итал. Michelozzo di Bartolomeo Michelozzi, detto Michelozzo; 1396, Флоренция, Тоскана — 7 октября 1472, Флоренция) — итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения периода кватроченто флорентийской школы. Любимый художник Козимо Медичи[1], ученик и помощник Донателло и Лоренцо Гиберти. После смерти Филиппо Брунеллески завершал в 1461 году возведение купола флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, автор проекта Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Положил начало широкому распространению ренессансного типа «рустичных» флорентийских палаццо, «аркад по колоннам» (изобретение Брунеллески) и (совместно с Донателло) композиции надгробных монументов.

Микелоццо родился в семье портного Бартоломео ди Герардо «де Бургундия» (Bartolomeo di Gherardo «de Burgundia») и флорентийки Антонии. Его отец в 1376 году стал флорентийским гражданином.

В конце 1430-х годов Микелоццо женился на Франческе Галигари, которой ещё не было и двадцати, получив от её семьи значительное приданое в 425 золотых флоринов. У них было пятеро детей. О годах учения Микелоццо нет никаких сведений, кроме того, что в 1410 году он работал на Монетном дворе резчиком, чеканщиком и осваивал литейное дело. С 1417 года Микелоццо сотрудничал с флорентийским скульптором Лоренцо Гиберти[2]. Предположительно, именно в этот период Микелоццо проникся идеями изучения классического наследия, прежде всего античной скульптуры, о которой было известно в то время немного, в основном по изображениям на рельефах, монетах и медалях. Вместе с Гиберти Микелоццо работал над рельефами Северных дверей флорентийского Баптистерия (1401—1424). Однако его вклад в эту работу был, вероятно, не столь значительным[3].

Сотрудничество Донателло и Микелоццо началось в 1425 году. Микелоццо был примерно на десять лет моложе Донателло, но к этому времени уже успел проявить себя хорошим скульптором и архитектором. Вместе они создали ряд важных работ, к которым относится алтарь и рельефы кантории собора в городе Прато (1428—1438), надгробие антипапы Иоанна XXIII во флорентийском Баптистерии Сан-Джованни (1422—1428), «Алтарь Кавальканти» в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1433). Композиция надгробия Иоанна XXIII послужила образцом для многих надгробных памятников, созданных в XV—XVI столетиях в разных городах Италии.