Македония (пароход)


Македония — греческий пассажирский пароход постройки 1912 года, оставшийся в истории греческого флота и Балканских войн как вспомогательный крейсер.

Предшественником Македонии был одноимённый грузо-пассажирский пароход, постройки около 1880 года (Македония (пароход 1880)[греч.]). Первый «Македония» принадлежал компании «Всегреческое Пароходство» (греч. «Πανελλήνιος Ατμοπλοΐα»-Панэллиниос Атмоплойа) и осуществлял рейсы на линии Пирей — Киклады — Крит.

Перед надвигающейся греко-турецкой войной 1897 года был мобилизован для доставки грузов в порты Ионического моря. 31 марта (12 апреля1897 года пароход вошёл в Амбракийский залив, служивший тогда границей между Греческим королевством и Османской империей, с пассажирами, военными грузами и мулами для армии на борту. В Вербное воскресение 6 (18) апреля 1897 года, выгрузившись и при выходе из залива у османского тогда города Превеза неожиданно подвергся одновременному обстрелу береговых батарей всех трёх крепостей города. Целью обстрела было потопление судна в проливе, чтобы в надвигающейся войне закрыть греческой Западной флотилии доступ в залив. Несмотря на повреждения и пожар, капитану судна удалось на полной располагаемой скорости вывести судно из пролива, направив его к мысу Актий, где судно и затонуло. Вход в залив остался свободным[1][2].

«Всегреческое Пароходство» заказало второй одноимённый пассажирский пароход английской верфи Sir James Laing & Sons, Сандерленд. Судно было передано судовладельцу в 1912 году. Это был один из первых греческих океанских пассажирских лайнеров, вместимостью 6333 брутто регистровых тонн, длиной 128,6 и шириной 15,55 метров. Судно имело 2 винта, 2 мачты, 2 трубы, 2-палубную надстройку и по 9 спасательных шлюпок с каждого борта. Паровая машина четырёхкратного расширения обеспечивала скорость в 17 узлов.

После подъёма греческого флага, «Македония» совершил свой первый рейс 5 апреля 1912 года, на линии Пирей — Патры — Марсель — Кадис — Нью-Йорк.

Всего через несколько рейсов, с началом Первой Балканской войны Греческое правительство мобилизовало «Македонию», который получив вооружение вошёл в состав флота как вспомогательный крейсер (греч. βοηθητικό εύδρομο — войтитико эвдромо) и войсковой транспорт (греч. οπλιταγωγό — оплитагого). Корабль, под командованием капитана П. Тсукаласа, вошёл во флотилию аналогичных 5 мобилизованных пассажирских кораблей, под командованием коммодора И. Дамианоса.