Макмёрдо, Артур Хейгейт


Артур Хейгейт Макмёрдо (англ. Arthur Heygate Mackmurdo; 12 декабря 1851, Лондон — 15 марта 1942, Молдон, Эссекс) — архитектор-декоратор, рисовальщик и художник декоративно-прикладного искусства английского модерна, оказавший влияние на движение «Искусства и ремёсла».

Артур Макмердо родился в Лондоне в семье богатого фабриканта химической промышленности. Учился у архитектора Т. Чатфилда Кларка, от которого, как он утверждал, ничему не научился. Затем, в 1869 году, он стал помощником архитектора «готического возрождения» Джеймса Брукса. В молодые годы испытал значительное влияние эстетики Уильяма Блейка и идей Кристофера Рена. В Оксфорде Макмердо посещал школу рисования Джона Рёскина и слушал его лекции, оказавшие на него значительное воздействие. В 1874 году он сопровождал Рёскина в путешествии по Италии, где изучал и зарисовывал шедевры классической архитектуры итальянского Возрождения. Некоторое время он остался учиться во Флоренции; несмотря на влияние Рёскина, его впечатлила именно итальянская архитектура. После возвращения из Италии, в 1874 году художник открыл собственную архитектурную мастерскую в центре Лондона на Саутгемптон-стрит, 28.

В 1877 году Макмердо выступил одним из активных участников создания Общества защиты памятников старины, где встретил Уильяма Морриса, с которым обнаружил общность взглядов на искусство. Как и лидер движения «Искусства и ремёсла», Макмердо видел будущее в единении искусства и ремесла и считал, что не должно быть различий между понятиями «художник» и «ремесленник». Подобный подход получил в дальнейшем воплощение в художественной программе английского модерна и франко-бельгийского стиля ар-нуво.

В 1882 году, совместно с художниками Гербертом Хорном и Селвином Имиджем, Макмердо организовал студию «Гильдия века», в которой в традициях мастерской Уильяма Морриса художники изготавливали предметы декоративно-прикладного искусства и проектировали элементы оформления жилого интерьера: мебель, ткани, обои. Для пропаганды своих идей Гильдия издавала журнал «Конёк», или «Конёк Гильдии века» (The Century Guild Hobby Horse), название которого основано на игре английских слов: hobby — «конёк» в значении любимое занятие, и hobby-horse — детская качалка-конёк. Макмердо был главным редактором и художником издания. В журнале воспроизводили рисунки и проекты, основанные на растительном (флоральном) декоре — волнообразно изогнутых стеблей растений и цветов: лилий, камыша, цикламенов, ирисов — наиболее распространённых мотивов модерна, включая «цветок подсолнуха Макмердо».