Малая гильдия


Малая гильдия — организация рижских ремесленников, основанная после разделения единой городской гильдии Святого Креста и Троицы. Эта первая рижская гильдия, объединившая всех горожан немецкой национальности, была основана в 1226 году. В середине XIV века она раскололась на две независимые организации — Гильдию Святой Марии, объединявшую купцов, и гильдию Святого Иоанна, членами которой были ремесленники. Адрес здания — улица Амату, 5.

Ремесленники, входившие в состав гильдии Святого Иоанна Крестителя, который являлся традиционным покровителем ремесленнического братства, монополизировали занятие ремёслами в средневековой Риге. Таким образом, те ремесленники, которые не являлись членами Малой гильдии, не имели права претендовать на звание цехового мастера. Все остальные ремесленники, которые не входили в состав гильдии, были лишены этого важного права, что свидетельствовало о дискриминационном подходе к ремесленникам при получении звания. В разное время существовало разное количество цехов, которые входили в состав гильдии: от 120 до 150 цехов.

Для того, чтобы подмастерье получил звание мастера, ремесленные цеха выработали свои правила, которым молодой претендент на почётный титул обязан был неотступно следовать. В первую очередь по универсальному средневековому регламенту соискатель высокого звания должен был произвести на свет так называемый «шедевр» (чаще употреблялся термин немецкой традиции Meisterstück), которым тот доказывал свои профессиональные способности и обоснованность своих претензий на звание самостоятельного мастера. Помимо «шедевра», образцового изделия, качество которого оценивалось членами специального «жюри», состоявшего из признанных и наиболее авторитетных мастеров соответствующего цеха, подмастерье должен был начать карьеру путешественника. Он был обязан посетить определённое количество торговых городов (в немецкой традиции Vagabundsmeister), входивших в состав Ганзейского союза, а в качестве доказательства своего пребывания в них он должен был представить старейшине цеха сведения о так называемых «трёх чудесах», которые характеризовали данный город. В Риге таковыми являлись: Наплавной мост через Западную Двину («великан, который лежит»), деревянная статуя средневекового патрона мореплавателей Большого Христофора, стоявшая ранее на берегу реки Риги («великан, который стоит») и печально известный «колокол бедного грешника», который «выходил наружу» из башни церкви Святого Якова и был покрыт небольшим киверком — в его обязанности входило звонить при возникновении непредвиденных тревожных ситуаций, к которым причислялись пожар, наводнение, вторжение вражеского войска, чума, а также транспортировка осуждённого на казнь к Ратушной площади и его обезглавливание (если это была знатная персона).