Маль, Эмиль


Эми́ль Маль (фр. Émile Mâle, 2 июня 1862, Коммантри, Овернь — 6 октября 1954, Фонтен-Шаали, Уаза) — французский историк искусства, медиевист. Один из основателей иконографического метода анализа художественных произведений.

Эмиль Маль родился в Коммантри, Овернь (Центральная Франция). Окончил лицей в Сент-Этьене, затем, в 1886 году, Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже. С 1886 по 1889 год преподавал риторику в лицее Сент-Этьена и в университете Тулузы. В 1899 году получил докторскую степень за книгу о религиозном искусстве Франции XIII века (L’Art Religieux du XIIIe siècle en France). С 1906 года читал в Сорбонне курс истории христианского искусства, там же в 1912 году возглавил кафедру истории искусства.

В 1918 году Э. Маль был избран членом Академии надписей и изящной словесности. В 1923—1937 годах, сменив Луи Дюшена, возглавлял Французскую академию в Риме. В 1927 году стал членом Французской академии.

В юности Маль увлекался чтением Гомера, знал древнегреческий и латинский языки, намеревался заняться изучением античного искусства. Но «озарение» пришло с изучением средневековой христианской культуры. Эмиль Маль обладал редким литературным даром, его книги о средневековом искусстве Франции увлекательны как романы. Не случайно его избрали в члены Французской академии как писателя[5]. Ж. Базен сравнивал Эмиля Маля с Шампольоном, расшифровавшим египетские иероглифы. «Тысячи разрозненных изображений, — писал Ж. Базен, — благодаря предложенной этим новоявленным Шампольоном расшифровке выстраиваются в продуманную систему, где запечатлена вся сумма познаний той эпохи, поистине „всемирное зерцало“. Именно так называлась обширная энциклопедия, составленная во времена Людовика Святого ройомонтским монахом Винсентом из Бове, — Эмиль Маль пользовался этой книгой в качестве путеводителя по лабиринту образов, как, впрочем, до него поступал и Дидрон»[6].

Маля называли волшебником, романтиком иконографического метода и «рыцарем средневековья». Он изучил огромное количество литературных текстов и стал сопоставлять их с изображениями на книжных миниатюрах и скульптурах готических соборов. Ныне такой метод называют иконографическим, но в то время Маль был его первооткрывателем. По его пути пошли Андре Грабар, Аби Варбург, Эрвин Панофский, разрабатывая методологию иконологического анализа произведений изобразительного искусства.