Манзушир


Манзушир (монг. Манзушир дахь шашны музей) — музей истории религии в сомоне Сэргэлэн аймака Туве в Монголии. Располагается в здании, построенном на месте разрушенного в 1938 году буддийского монастыря Манзушир-хийд, который служил резиденцией хубилганов Донкор-Манджушри-хутухты.

Монастырь Манзушир был основан в 1733 году в Дархан-чинванском хошуне Тушэту-ханского аймака, на южном склоне Богдо-улы недалеко от столицы Внешней Монголии Урги в качестве постоянной резиденции хубилганов Донкор-Манджушри-хутухты. В этом году первый Манджушри-хутухта Агваанлувсанжамбалданзан, учитель Дзанабадзара и первый хамбо-номун-хан Их-Хурэ, вместе с семью тангутскими ламами объезжая окрестности Богдо-улы в поисках места для своей резиденции, нашёл на месте будущего монастыря два менгира, внешне напоминающие Белого Старца и архата, что было сочтено благоприятным знаком. В этом же году, благодаря пожертвованиям верующих в 800 лан серебра, было начато строительство первой очереди резиденции, законченное в 1747 году.[1] Официальным названием монастыря было Дашчойнхорлин (тиб. བཀྲ་ཤིས་ཆོས་འཁོར་གླིང, Вайли bkra shis chos 'khor gling) — «Место счастливого [поворота] Колеса Учения»[2], а «монастырь Манджушри» (монг. Манзушир хийд) было его обиходным названием.

В 1748 году был построен первый храм, носящий то же название, что и монастырь в целом — Дашчойнхорлин, или Увгэн-Лаврин. В 1756 году было возведено здание цанид-дугана; в 1760 году дацан Бадам-Ёгын; в 1770 году Шар-хурэ — дом для приглашения Богдо-гэгэна; в 1780 году летний дом хутухты Сэрун-Лаврин; в 1866 году дуган Машбат для врачей тибетской медицины; в 1892 году дацаны Будды Медицины и Тантрический, дацаны Майдар и Сэрсэм.[1] Монастырь подразделялся на два хурэ — Северо-восточное и юго-западное; общая планировка напоминала Гаруду, головой которой служил соборный храм[3] На начало XX века монастырь представлял собой комплекс из 17-21 различных зданий, при которых проживало более 300 монахов.[1]

3 февраля 1921 года Манджушри-хийд послужил убежищем для Богдо-гэгэна VIII после освобождения его из-под китайского ареста специальным отрядом ген. Р. Ф. Унгерн-Штернберга. Последним настоятелем монастыря был видный религиозный философ Манджушри-хутухта VI Самбадондогийн Цэрэндорж.

В 1937 году, в разгар чойбалсановских репрессий, Манджушри-хутухта оказался одним из главных обвиняемых на процессе «Центральной контрреволюционной группы» в составе ещё 23 лам. 19 из них, в том числе Манджушри-хутухту, расстреляли. В феврале 1937 года в монастырь приехали Лувсанжамьян из МВД и бывший красный партизан Норов. Они забрали последних остававшихся 53 лам, в основном старше 50-60 лет, большая часть из которых была расстреляна (в 1992 году реабилитированы).[4] В 1938 году были разрушены все 20 храмов монастыря.