Дзанабадзар


Дзанаба́дзар (монг. Гомбодоржийн Занабазар, тиб. ཛྙཱ་ན་བཛྲdz+nyA na badzra, также тиб. ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ — ye shes rdo rje; 1635 25-е 9 лун. мес. — 1723 14-е 1 лун. мес.) — первый монгольский Богдо-гэгэн, правитель Халхи под сюзеренной властью империи Цин; выдающийся скульптор, основатель монгольской портретной живописи, изобретатель письма соёмбо.

Дзанабадзар родился в 1635 году 25-го числа девятого лунного месяца (20 ноября) в местности Есензуйлэ (ныне аймак Уверхангай), в семье халхаского Тушэту-хана Гомбодорджа, принадлежащего к роду Борджигинов. Гэгэн-Сэцэн-хан Шолой, приехавший навестить родителей, «подарил» ему часть своего титула — «Гэгээн» (монг. светлый, святой, возвышенный) и высказал мнение, что из него смог бы выйти хороший лама. Было решено отправить к Далай-ламе V и Панчен-ламе IV посланника, чтобы прояснить эту возможность[1].

Когда посольство прибыло в Лхасу, Далай-лама V и Панчен-лама IV объявили мальчика перерождением их недавнего политического противника Таранатхи Джецун Дампа, после смерти которого в 1634 году возникли ненужные пересуды. Государственный оракул Тибета, Чойджонг-лама, подтвердил правильность опознания, а сам Далай-лама V обратился по этому поводу к народу со следующей речью:

Джэбдзун-Таранатха был великий святой, помогавший религии и живым существам. Ныне он закончил дело по привлечению народа нашей страны к высшей стезе религии, и наступило время для осуществления им руководства жёлтой религией в северной стране. Его последователи в «нижних» равнинных царствах, имеющие связи с нами, предопределённые древними предсказаниями, ожидают ламу, не сводя своих блестящих глаз с нашей страны. Мы, сжалившись над этими бедными, слабыми существами, отправляем Его Святейшество Джэбдзун-Таранатху к его последователям на севере. Кажущиеся раздоры между нашими хутухтами существуют только в водянистых глазах обывателей, в действительности же их нет.[2]

Таким образом, в 1640 году в возрасте 5 лет он был заочно признан в качестве перерождения Таранатхи, получив во время посвящения в монахи имя Джнянаваджра (санскр. ज्ञानवज्र, IAST: Jñānavajra — «Алмаз знания»; в монгольской транскрипции — Дзанабадзар (Занабазар)). Примечательно, что широкое употребление получил именно санскритский вариант имени: имя его предшественника, «Таранатха» (санскр. Защищаемый Тарой), — также санскритское.

Далай-лама V отправил к Дзанабадзару учителя Джамбалын-номун-хана, а Панчен-лама IV — Бэнса-хутухту Лубсанданзана. В 13-летнем возрасте, в 1647 году, Дзанабадзар принял участие в освящении кочевого монастыря Брайбунгаджигандан Шаддублин (также Баруун-хурэ, Шанх-хийд) близ основанного его прадедом Абатаем монастыря Эрдэни-Дзу, в котором и проучился около года[3].