Таранатха


Тарана́тха Гунга́ Ньинбо́ (тиб. ཏ་་ར་ན་ཐ་ཀུན་དགའ་སྙིང་པོ་; Вайли: ta ra na tha kun dga' snying po, 15751634), (монг.: Дарана́та) — тибетский буддийский мыслитель, тулку из линии Джецун Дампа, историк и наставник; знаток тантрических текстов и специалист по тантрическим практикам.

Родился в местности Караг (kha rag) области Дронг в Тибете в клане Ра Лоцзавы, знаменитого тантрического практика и переводчика религиозных текстов. При получении монашеских обетов получил имя Кунга Ньингпо (санскр. Анандагарбха), однако сам предпочёл, чтобы его именовали санскритским именем Таранатха (санскр. तरनाथ — Защищаемый Тарой), по-видимому, чтобы подчеркнуть значение, которое он придавал классической образованности, включающей знание санскрита в тот период, когда этот язык стал всё реже использоваться в Тибете. Кроме того, этим он выражал почтение своему индийскому наставнику Буддагуптанатхе[1].

Его выдающиеся способности к обучению были замечены ещё в раннем возрасте. Он учился у наставников разных школ: Карма-Кагью, Сакья, Джонанг; его учителями были Дже Драктопа, Еше Вангпо, Кунга Таши и Джампа Лхундруп. Когда Таранатхе было 14 лет, в Тибет пришёл индийский адепт Буддагуптанатха. Он стал одним из главных наставников Тарантхи, от которого тот получил передачи многих тантрических учений. В то время Тибет приходили и другие индийские йогины и учёные — как буддисты, так и небуддисты: Балабхадра, Нирванашри, Пурнананда, Пурнаваджра и Кришнабхадра. От некоторых из них Таранатха получал учения и помогал в переводах санскритских рукописей на тибетский[2]. Таранатха был признан ламой Кхенчен Лунгриг Гьяцо в качестве перерождения одного из ближайших учеников Будды — Ананды, индийского махасиддхи Кришначарьи, а также собственного учителя Лунгриг Гьяцо, Кунга Дролчога (1507—1566)[3]. В связи с этим Таранатха получил титул Джецун Дампа (тиб. rje btsun dam pa) — Досточтимый Арья, или Досточтимый Святой. Титул Джецун Дампа (монг. Жэвзундамба), с добавлением Богдо-гэгэн (Великий Святитель) и Хутухта (Святой) носили его последующие инкарнации в Монголии.

Опираясь на труды Долпопы и других патриархов школы Джонанг, а также классические буддийские трактаты индийских философов, Таранатха продолжил начатое его предшественниками развитие доктрины о «пустоте от другого» (жентонг) в рамках философской школы Мадхъямака[4]. Он собирал и восстанавливал памятники истории Тибета, написал сочинения «Сиддханта» и «История буддизма в Индии» (1608). Его переводы санскритских сочинений вошли в состав тибетского канона[5].