Мансуров, Павел Андреевич


Па́вел Андре́евич Мансу́ров (фр. Paul Mansouroff; 18961983) — французский художник русского происхождения, график.

Родился 2 марта (14 марта по новому стилю) 1896 года в Санкт-Петербурге; был сыном певчего в церковном хоре.

С 1909 года учился в Центральном училище технического рисования (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия) — изучал гравюру и офорт под руководством В. В. Матэ. В 1912 году поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где учился у Н. П. Химоны и П. С. Наумова. По окончании школы, в 1915 году, был мобилизован в армию и отправлен на фронт. Служил в 1-м авиационном полку и в Управлении военно-воздушного флота РИА.[1]

В конце 1917 года вернулся в Петроград, где познакомился с В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, М. В. Матюшиным. Создавал декорации и костюмы для артистического кабаре «Привал комедиантов»[2]. Здесь написал свои первые абстрактные картины. По приглашению Татлина некоторое время работал в его мастерской в Москве. По возвращении в Петроград, осенью 1918 года, участвовал в праздничном украшении Исаакиевской площади к 1-й годовщине революции и в оформлении первой постановки спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в декорациях Малевича. В конце 1919 года Мансуров уехал к родителям в Казань. Шла Гражданская война и он был арестован ЧК по подозрению в дезертирстве, некоторое время провёл в тюрьме.[1] С осени 1920 года руководил мастерской на живописном факультете Казанского художественного училища.

Вернулся в Москву и в 1921 году организовал выставку художников всех направлений для делегатов 3-го Конгресса III Интернационала, на которой показал и вертикальные абстрактные композиции на досках. В 1923 году участвовал в создании Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Петрограде и возглавил его экспериментальный отдел; одновременно работал во ВХУТЕИНе. Участвовал в Выставке петроградских художников всех направлений (1923); выставлялся за границей — в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922) и 14-м Международном бьеннале в Венеции (1924). В 1926 году в ГИНХУКе создал С. А. Есенину мемориал, сочетающий фотографии поэта с реальным крестьянским костюмом, кусочками коры и раскрашенными досками.[3]