Маркелл Анкирский


Марке́лл Анки́рский (греч. Μάρκελλος ὁ Ἀγκύρας; до 285 — ок. 374) — византийский богослов, епископ Анкирский, участник Анкирского и Никейского соборов. Сторонник Афанасия Великого в арианском споре. Был обвинён своими противниками в савеллианстве и изгнан из своей епархии в 336 году. Почти 40 лет после этого духовенство Анкиры сохраняло верность своему прежнему епископу. Афанасий и епископы западной части Римской империи поддерживали в эти годы Маркелла, тогда как на востоке часть епископов считала его еретиком. Его немногочисленные последователи были известны как маркеллиане.

Начиная с XVII века Маркелл Анкирский интересовал историков христианства, привлечённых его оригинальной богословской концепцией и значительной ролью в богословских спорах IV века. Фрагменты трудов Маркелла изданы на немецком и английском языках. Учение Маркелла известно также из написанных против него полемических трактатов Евсевия Кесарийского.

Никаких сведений о жизни до избрания епископом о Маркелле не сохранилось. Не известна ни его национальная принадлежность, ни его родной язык. Некоторые наблюдения можно сделать из анализа его трудов. Его греческий язык выдаёт неплохое образование, но стиль произведений Маркелла лишён риторических красот, как, например, у Евстафия Антиохийского или Евсевия Кесарийского. Из замечания последнего в памфлете Против Маркелла можно узнать, что ко времени суда над ним в 336 году, Маркелл выглядел как старик, то есть, вероятно, был сед или лыс[3]. Анкира, где Маркелл стал епископом, была, по выражению английского богослова Генри Гваткина, «странным диоцезом, полным неотёсанных галлов и болтливых евреев, наводнённым монтанистами и манихеями, последователями бесконечного числа фантастических ересей и предрассудков». В этом «галатском духе», воспринимающем Священное Писание шире, чем предлагает греческая философия, сформировались взгляды Маркелла[4].

Вероятно, Маркелл принимал участие и даже председательствовал на Анкирском соборе 314 года[5]. Содержащееся в некоторых манускриптах утверждение, что на этом соборе председательствовал Виталий Антиохийский, некоторые исследователи объясняют позднейшими исправлениями, устраняющими упоминания имени еретика. Сторонником председательства на соборе Виталия был крупнейший историк христианских соборов Карл Йозеф фон Гефеле[6].