Махакашьяпа


Кашьяпа или Махакашьяпа[2] (IAST: Mahākāśyapa, пали Mahākassapa, тиб. 'od srung chen po (Осунг Ченпо)) в буддизме — один из десяти великих учеников Будды, архат. Махакашьяпа возглавил монашескую общину после паринирваны Будды и руководил Первым буддийским собором. Патриарх в ряде школ раннего буддизма и важная персона в традициях дзен и чань[3][4][5].

Согласно рассказам из палийских канонических текстов Махакашьяпа, подобно двум главным ученикам Будды Шарипутре и Маудгальяяне, происходил из касты брахманов. При рождении он получил имя Пиппхали. Поначалу он вёл жизнь обычного домохозяина и был женат. Однажды крестьяне пахали его поле и Пиппхали увидел, что в борозде от плуга ползают черви, которых поедают птицы. Он осознал, что источник его богатства лежит в страдании этих живых существ. Пиппхали и его жена решили отказаться от мирской жизни и принять аскезу. Затем Пиппхали встретил Будду и тот рукоположил его в монахи под именем Кашьяпа. Махакашьяпой его назвали позже, чтобы отличить от других учеников и подчеркнуть выдающиеся заслуги. Махакашьяпа стал одним из самых уважаемых учеников Будды и его непосредственным духовным наследником. Будда даже обменялся с ним своим одеянием. Махакашьяпа проявил большое рвение в практике аскезы и вскоре достиг просветления. У него часто возникали разногласия с помощником Будды Анандой из-за разных склонностей и взглядов, несмотря на это в буддийском искусстве тхеравады их часто изображают вместе, стоящими слева и справа от Будды. Махакашьяпа сыграл важную роль в первые дни существования буддийской общины, способствуя формированию стабильной монашеской традиции. Фактически в течение первых двадцати лет после паринирваны Будды он был самой влиятельной фигурой в сангхе. Поэтому считается, что он положил начало линии патриархов буддизма.

Во многих постканонических текстах говорится, что Махакашьяпа в конце жизни погрузился в состояние глубокой медитации и его физические останки останутся нетленными в пещере под горой Куккутапада до пришествия Будды Майтрейи. Эта легенда привела к возникновению нескольких культов и практик. Она была истолкована учёными как повествование о физической связи Будды Майтрейи и Будды Гаутамы, чье одеяние покрывает тело Махакашьяпы. В традиции чань считается, что Махакашьяпа получил от Будды Гаутамы прямую передачу вне рамок ортодоксального учения, и монашеская роба символизирует эту передачу. Кроме того, Махакашьяпа часто изображался в буддийском искусстве как символ уверенности и надежды на будущее буддизма.