Русский дизель


Механический завод «Людвиг Нобель», в 1919 году переименованный в «Русский Дизель» — машиностроительный завод в Санкт-Петербурге, в XX веке специализировавшийся на производстве дизельных двигателей. Запчасти для двигателей «Русский Дизель» выпускаются Кингисеппским машиностроительным заводом.

Завод занимал северную часть квартала между Пироговской набережной, улицей Фокина, Большим Сампсониевским проспектом и Евпаторийским переулком на Выборгской стороне. Людвиг Нобель построил его на базе механического завода Шервуда. В первые годы предприятие выпускало военную продукцию: орудия, лафеты, снаряды, мины. После русско-турецкой войны предприятие производило гражданскую продукцию, главным образом снабжая бизнес-империю Нобелей. Такой продукцией были в том числе цистерны, буровые инструменты, вагоны, паровые насосы и котлы. После смерти Людвига Нобеля завод унаследовал его сын Карл, но тот рано умер, и завод перешёл его старшему брату Эммануилу. На рубеже веков Эммануил построил восточнее завода жилой район для работников, с библиотекой и школой. Эти здания сейчас располагаются по обе стороны Нобельского переулка.

В конце XIX века Эммануил Нобель приобрёл у Рудольфа Дизеля лицензию на производство дизельных двигателей. Не удовлетворившись производством готового образца, на заводе до революции были созданы десятки новых видов дизельных двигателей. Здесь в 1899 году появился первый в мире дизельный двигатель, работавший на сырой нефти; за границей он стал известен как «русский дизель». В 1908 году на заводе был создан первый в мире дизельный двигатель с непосредственным реверсом коленчатого вала. В 1911 году завод построил V-образный 8-цилиндровый двигатель для подводных лодок с рекордно малой удельной массой двигателя. Завод поставил двигатели первому в мире дизельному судну «Вандал» и первой в России дизельной подводной лодке «Минога». Такие же как на «Миноге» двигатели были установлены на канонерках «Карс» и «Ардаган». В 1900—1912 годах завод изготовил 540 дизельных двигателей, в том числе 87 судовых.

После большевистской революции завод был фактически остановлен. В 1923 году возобновил производство. В 1926 году объём выпускаемой продукции превзошёл уровень 1913-го года, к началу 1930-х годов завод обеспечивал треть потребностей советских заводов, электростанций и теплоходов в дизельных двигателях[1]. Под руководством конструктора Всеволода Ваншейдта завод сконцентрировался на производстве двухтактных судовых двигателей. «Русский Дизель» поставил двигатели подводным лодкам типа «Крейсерская».