Международные отношения


Международные отношения (МО) — особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований.

Несмотря на то, что международные отношения существуют с древних времён, сам термин появился сравнительно недавно — его ввёл английский философ Дж. Бентам, определивший под ними прежде всего стихийно возникшие отношения крупных национальных государств, стержнем которых являются политические отношения[1].

Со времени, когда в древности появились государства, взаимоотношения между ними обычно были неравными. Выделялись господствующие государства-империи (такие как Ассирия, держава Ахеменидов, Римская империя, империя Хань), союзниками или вассалами которых были более малые и слабые государственные образования. Одни империи распадались, на смену им приходили другие. Дипломатические контакты между государствами обычно были спорадическими, постоянных дипломатических представительств не имелось. Обычными были войны между государствами, каких-либо систем поддержания мира (кроме военного господства, такого как Pax Romana) не было.

В Западной Европе после падения Римской империи в V веке несколько столетий крупной империи не было. К началу IX века возникла обширная империя Карла Великого (Франкское государство), однако она оказалась недолговечной. Её преемником стала Священная Римская империя, которая просуществовала свыше восьми веков, но всю свою историю оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. В тот же период окреп ещё один важный для Западной Европы субъект международных отношений — Католическая церковь. Её глава, папа Римский, мог отлучить от церкви любого непокорного католического монарха, что могло вызвать кризис легитимности в его государстве.

К началу XIV века некоторые правители Западной Европы стали бросать вызов императорам Священной Римской империи на основании доктрины in regno suo (король является полноправным правителем в своём королевстве). Затем в XVI веке Реформация подорвала власть католической церкви и папы Римского. В XVII веке противостояние католической Священной Римской империи и протестантских государств (таких как Швеция) привело к опустошительной Тридцатилетней войне. Эту войну в 1648 году завершил Вестфальский мир, который привёл к появлению Вестфальской системы международных отношений. Она предусматривала признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», означающего, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти. Для неё также было характерно уменьшение влияния религии на политику. Межгосударственные союзы теперь мало зависели от религии, а смена партнёра по коалиции была нередким явлением. Одни государства Европы пытались не позволить другим с помощью дипломатических манёвров накопить военные силы, значительно превосходящие силы их вероятных противников.