Отлучение


Отлуче́ние — принудительное исключение лица или группы лиц из деятельности религиозной общины (конфессии, церкви и т. п.), обычно за серьёзное нарушение законов данной общины[1]. Отлучение не обязательно означает, что отлучённый более не рассматривается как член данной конфессии; в разных религиозных традициях исторически встречаются и более мягкие формы отлучения — например, ограничение участия в религиозных ритуалах «до исправления и покаяния», временный запрет на общение с единоверцами[2]. Иногда отлучение сопровождается особыми церемониями, провозглашением проклятий в адрес отлучаемого[3].

Разные вариации отлучения существовало ещё в языческом мире. Плутарх и Корнелий Непот сообщали, например, об отлучении Алкивиада, которого обвинили в устройстве домашних богослужений (мистерий), «что по афинским представлениям считалось святотатством». Жрецы Деметры и Диониса предали Алкивиада проклятию, которое было вырезано на столбе и выставлено на афинской площади. Когда Алкивиад вернулся в Афины со славой победителя Спарты, восторженный народ заставил жрецов отменить проклятие, а столб сбросили в море[4].

У галлов, согласно книге Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне», друиды в виде наказания могли отлучать от главного в друидизме обряда жертвоприношения и других ритуалов, причём не только отдельных людей, но и целые племена. Отлучённый считался про́клятым во всех территориях, где проживали кельтские племена, с ним не общались, он не имел права на судебную защиту или руководящую должность[2][5].

В иудаизме полное отлучение называется «хе́рем» (ивр. חרם‎, буквально: запрет). Херему подлежали евреи-вероотступники, поклоняющиеся идолам или иным богам, или соблюдающие какие-либо языческие культовые традиции. Это наказание налагалось еврейским судом и рассматривалось как постоянное отлучение, «гражданская смерть»[6].

В Средние века были введены ступени херема — от 30-дневного отлучения от общины (ниддуй), включая запрет на посещение синагоги, и вплоть до полного и окончательного разрыва всех отношений с общиной. Первоначально на провинившегося обычно налагался ниддуй, и если в течение 30 дней ему не удавалось уговорить отменить кару, она продлевалась ещё на 30 дней, после чего налагался херем. Перечень причин для отлучения был расширен, в него были включены, например, отказ предстать перед судом, пренебрежение к раввинским постановлениям, нарушение обета, небрежное содержание злой собаки, получение денег, не причитающихся по еврейскому закону или по постановлению нееврейского суда и т. п. Высшую и самую тяжёлую степень херема называют «Шаммата». В списке отлучённых — известные мыслители Элиэзер бен Уркенос, Уриэль Акоста, Бенедикт Спиноза[6].