Меньшикова, Александра Григорьевна


Алекса́ндра Григо́рьевна Ме́ньшикова (сценический псевдоним; урождённая Коробова; в замужестве Меньшова; 3 [15] июня 1840[1], Украина — 12 [25] октября 1902, Петербург) — русская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), вокальный педагог.

Родилась в семье помещика[2]. Окончив Киевский институт, обучалась пению в Петербурге у Ф. Риччи, затем в Италии и в Париже у П. Вартеля[2][3].

Её оперный дебют состоялся в 1860 году в Казани в антрепризе Ф. Г. Бергера[2]. В 1866—1869 и 1880 годах — солистка Большого театра (дебют — Церлина в «Фра-Дьяволо» Д.Обера)[2]. В 1869—1880 годы — солистка Мариинского театра (дебют — Антонида в «Жизнь за царя» М. И. Глинки)[2][3][4]. В 1880—1890 годы выступала в частных оперных антрепризах (Москва, Петербург, Рига, Ярославль, Томск, Кавказ)[2][4].

Выступала в спектаклях Итальянской оперы (Петербург, 1872)[2]. Гастролировала в Милане (Театр Даль-Верме[итал.], 1874, по приглашению А. А. Сантагано-Горчаковой), где участвовала в первом представлении в Италии оперы «Жизнь за царя» М. Глинки[2][3][4]; в Швейцарии (1874), в Одессе, Харькове и Киеве (сезон 1875/76, в оперной антрепризе, организованной совместно с А. Раппортом)[2][4]. Концертировала в Риге, Дерпте, Ковно, Вильно, Варшаве, Киеве[2].

Обладала лёгким ровным голосом с диапазоном в две с половиной октавы, благодаря чему исполняла не только сопрановые, но и меццо-сопрановые партии[2]. Уникальность голоса, представлявшего соединение драматического и колоратурного сопрано[3], позволяла свободно преодолевать тесситурные трудности, легко исполнять мелизмы и фиоритуры[2]. Её исполнение отличалось как внутренним спокойствием и сдержанностью, так и эмоциональной силой и страстностью[2].

Партнёрами А. Г. Меньшиковой на сцене были А. Р. Анненская, Б. Б. Корсов, З. Д. Кронеберг, Е. А. Лавровская, Ф. К. Никольский, Д. А. Орлов, О. О. Палечек, О. А. Петров, П. А. Радонежский, Ф. И. Стравинский, Л. Б. Финокки. Пела под управлением И. К. Альтани, Э. Н. Мертена, А. Г. Рубинштейна, И. О. Шрамека[2].